Наконец дошли руки написать обещанный отчёт по ремонту самолёта. Теперь с гордостью могу присовокупить к , ремонтируемой мной, ездящей технике, ещё и летающую. Правда до этого тоже было , но по мелочам. Рацию там поставить на вертолёт, или в армии вытащить пулю из системы управления хвостовым винтом. Но всё это мелочи.
- А теперь предстояло глобальное электротворчество. Владелец решил поменять мотор на более мощный, поставить трехлопастный винт, ну а мне, под это дело поменять приборы, правильно подключить двигатель, посадочные фары,ходовые огни, настроить всё это, и установить интерком.
Пайпер со снятым мотором в ожидании нового.
Итак самолёт Piper J4.
Выпускается кучей контор и в том числе в Омске их строит какой то человек. В отличии от классического J4 он с более мощным двигателем и рассчитан на 4х человек, в то время как родной J4 2-х местный. Собственно этим и обуславливалось желание клиента поставить более мощный мотор и трёхлопастный винт. Так как со стандартным мотором при полной загрузке он был уж очень медленным.
Вообще мотор на лёгком,да и подозреваю, на всех прочих летательных аппаратах устройство супер надёжное. Если самолёт лишить всего электричества, то мотор всё равно будет тарахтеть. Это обуславливается его конструкцией. Прежде всего зажиганием. Оно, зажигание, устроенно как у бензопилы. Тупо стоит магнето, уже 100 лет как. Если мотор вращается , то искра будет в любом случае. Оно никак не связанно с прочим электрооборудованием. Никаких блиадт! новомодных контроллеров зажигания, электронных сцуко регулировок опережения, длины и толщины искры.
Два магнето,это куда подходят красные провода. 4 свечи видно, остальные 4 с другой стороны
Просто для надёжности и лучшего поджига смеси стоят два магнето и по две свечи на цилиндр. Если допустить даже выход из строя одной свечи - мотор будет работать, вылетело магнето - мотор будет работать, сломался бензонасос - мотор будет работать.
Случилась ядерная война - он будет работать,работать и работать.
Его может остановить только серьёзная механическая неисправность, как то заклинивание или “кулак дружбы”
Вот для избегания подобного, внимательно отслеживаются при работе мотора несколько параметров.
Давление масла.
Температура масла
Температура головки каждого цилиндра.
Температура выхлопа каждого цилиндра.
Общие моточасы работы двигателя.
Эти приборы и надо было поставить + расходомер топлива + мандила рация, не всегда переключаясь в приём - передача + полётный компьютер + интерком.
Это прибор отслеживания температур головок и выхлопа. Е - головки цилиндров,С - выхлоп.
Температуры мотора сводятся в один компьютеризированный указатель, с памятью, с отображением в различных форматах - графиком, цифрами, ̶т̶у̶ш̶к̶о̶й̶, ч̶у̶ч̶е̶л̶о̶м̶ , установкой алярма и прочими удобствами.
Температурные датчики стоят соответственно на выхлопных трубах мотора и ввинчены в головки блока цилиндров.
Датчик температуры выхлопа,да вот так просто прикручен к трубе выхлопа банальных хомутом.
Вообще для понимания прочих мох сексуальных упражнений с приборкой и вообще с самолётом, давайте ка обозначу все приборы, которые были или появились в Пайпере.
Левая панель.
Там только механические никакой электроники, только трос тахометра и трубки.
1, Тахометр - показывает обороты двигателя.
2. Спидометр - показывает горизонтальную скорость относительно воздушного потока. так как мы понимаем, что скорость относительно земли при встречном ветре будет ниже указанной прибором
3. Вариометр - показывает с какой скоростью поднимается или опускается самолёт.
4. Указатель скольжения - показывает правильность наклона самолёта в повороте.
5 .Высотомер. - показывает высоту.
Центральная панель.
6. Расходомер топлива - тут нечего сказать, кроме того как он умный компьютерный. Способен рассчитывать и переводить галлоны на мили или литры на километры.В общем может выполнять роль трип компьютера в машине.
7. Полётные часы.
8. Рация
Правая панель.
9. Полётный компьютер - может показывать многое. От электронного горизонта, до карт местности, расчёта скорости, маршрута и прочих параметров полёта.
10.Ампер и вольт метр.
11. Указатель температуры карбюратора. - Это важно, так как на высоте карбюратор имеет привычку обмерзать и двигатель глохнет.
12. Ручка подогрева салона.
13. Температурный указатель , ну тот который головки и выхлопы мерит.
14 Давление масла
15 Температура масла
Сфотографировано на некотором промежуточном участке работ. Так как, новые приборы уже стоят, а их расположение ещё не менялось .
Например, позже полётный компьютер как более важный прибор, переехал на место указателя расхода топлива и были прочие доработки.
Вообще на лёгких самолётах такая тенденция. Это своеобразный лего. То есть имеешь планер, а мотор ,оснащение, авионику и прочем можно ставить любое,сообразно желаниям и кошельку. Главное чтобы был минимум приборов для определённого вида полётов
Продолжение следует...