Сегодня я расскажу вам про замену лобовых стёкол у больших машин. На примере автобуса МАЗ 206.
В компании "Регион авто 1" которая эксплуатирует автобусы, достаточно серьёзно относятся к исправности автомобилей. Всё таки перевозка пассажиров налагает большую ответственность , да и ГИБДД пристально следит за перевозчиками. Часто бывает когда экипажи подъезжают в пол шестого утра , на выезд автобусов и могут завернуть их, если автобус не соответствует безопасной перевозке граждан.
Поэтому перед выездом тщательно проверяются световые и звуковые сигналы, боковые маркерные огни, тормоза, и прочее. И в том числе лобовые стёкла. Он не должны иметь сколов, трещин потёртостей.Даже вот такой скол является поводом завернуть автобус обратно в парк.
Бьют стёкла часто. В некоторой степени в этом есть и вина конструкции самого МАЗа множенное на долбоёбство водятла. Правое зеркало сильно выступает за габариты автобуса. неудачный подъезд к остановке, кронштейн зеркала складывается и бьёт по стеклу .Сколы от камешков, как и результаты ДТП встречаются редко.
Сейчас практически, в нормальном автомобилестроении, в нормальном я сказал!, Буханки и Уралы не в счёт, в нормальном автомобилестроении, не осталось стёкол вставляемых в резиновые рамки. Почти 100% это клееные стёкла. Как их вклеивают в легковые автомобили многие видели, мало того многие и сами вклеивали. Суть проста. На рамку стекла наносится специальный густой клей буртиком, в рамку вставляется стекло.
С автобусами да и любыми большими машинами, то же самое, но с некоторой спецификой.
Во первых лобовое стекло стоит вертикально. Его не положишь на рамку , где оно прижмётся под собственной тяжестью. Оно скорее сползёт вниз или вовсе оторвётся вперёд.
Во вторых секундочку! , стекло весит 80 кг! И Оно весьма большое.Тут вон Лёха пигмей. на фоне упаковки с лобовым стеклом.
Поэтому приходится разрабатывать какие-то собственные приёмы работы со стеклом такого веса и размера.
Итак, автобус на замену стекла. Стекло современное ,безопасное ,трехслойное. Это когда два слоя стекла, а между ними прочная прозрачная плёнка, не дающая осколкам разлетаться при аварии.
Стоит оно в Г-образной рамке и плотно сантиметров на пять залито резиновым клеем.
Прежде всего снимается с автобуса всё , что может помешать работе. «дворники», зеркала, всякие стаканчики для мелочи, бирюльки, вымпелы, занавесочки которыми любят обкладываться водятлы и которые вызывают ярость ремонтников.
Потом происходит весьма варварское зрелище.
Так как стекло сидит в широкой , сложной формы рамке, снять его просто срезав клей специальной струной невозможно.
Да и очень трудоёмко. Пневмоножом тоже невозможно - не хватает длины лезвия, и мешает само стекло. Поэтому стекло по периметру оббивается до мелких осколков и держится только на плёнке.
Тщательно в мелочь. Фотографировать подобное довольно трудно. Мельчайшие кусочки стекла проникают всюду. Приходится то и дело обдувать себя сжатым воздухом. И всё равно , после этого всё чешется. А уж что говорить про Артёма , который этим занимается. Он то после этой процедуры, сразу убегает в душ и меняет комбез.
Стекло обколото по периметру и надо теперь резать плёнку пневмоножом. Так же по линии по которой раскрошили стекло. Дело это довольно муторное, так как лезвие пневмоножа быстро тупится. Приходится его затачивать. Раза три -четыре за весь периметр.
Пневмонож дымится, мельчайшие осколки стекла висят в воздухе туманом.
Наконец стекло обрезано. Остаётся небольшой участок на котором держится 80 кг очень неудобного для переноски груза.
Колется, режется, норовит попасть кусочками в глаза. Поэтому подгоняют трактор с ковшом.
И прямо в него сбрасывают стекло. Трактору всё равно - он железный.
Дальше начинается второй этап работы с ножом. Теперь у нас есть доступ со всех сторон и длина лезвия ножа уже не имеет значения. Обрезаются остатки стекла вместе с клеем.
После обрезки, всё тщательно вычищается и выдувается воздухом. Очищается тщательно рамка в которую встанет новое стекло.
Вот примерная толщина клеевого слоя.Сверху оно в два раза шире.
Тому кто скажет, что горизонт завален плюну в глаз! Фоткать правую руку, имея кнопку спуска на фотике справа...
Пора собирать несколько человек для переноски стекла.Все пытаются в этот момент спрятаться. Нести тяжело, стекло дорогое падла!если уроним вычтут, ну его нах. Тем не менее кворум набирается.
Осторожно оно укладывается на козлы, для дальнейшей обработки.
Обработка заключается в обезжиривании стекла и рамки и в покрытии мест склейки специальным составом, способствующим хорошей адгезии клея. Попросту говоря, прйамер , повышает липучесть клея к стеклу и металлу.
Ещё раз тщательно очищают, обдувают, обезжиривают и ещё раз обдувают рамку стекла.
Наносят праймер.
Автобус в этот момент выглядит каким то босым, как боярин которому Пётр первый отрубил бороду.
Наносится клей.Клей довольно густой, не стекает.Выходя из пистолета, прилипает к рамке и держится буртиком. Сверху три буртика по бокам два.Буртики особенно сверху,по возможности не должны прерываться. Если закончился клей в пистолете, надо формировать буртики внахлёст.Но лучше , чтобы наверху клей не заканчивался.
Кстати клея уходит целая упаковка..12 тюбиков. Это когда на легковую хватает одного-двух.
Остаётся совсем немного. Но это наиболее ответственный момент. Вставить стекло. Это нужно сделать точно и с одного раза. Стекло не всегда полностью соответствует рамке. Рамка на пару сантиметров больше стекла. То есть имеется возможность корректировки. Но сделать это нужно с первого захода. Опять вшестером подхватываем стекло, укладываем нижний край на корректирующие резиновые подставочки. Прицеливаемся по краям и пришлёпываем его к рамке.
Секло и рамка заранее проклеены малярным скотчем, чтобы избежать загрязнения клеем.
Изнутри автобуса специальными ремнями через присоски его намертво притягивают к поручням автобуса. Фуууух!
Стекло будет так стоять прижатым и на резиновых проставках 12 часов, пока не клей не затвердеет.
Но это ещё не всё.
Между стеклом и рамой стекла остаётся щель, которую тоже надо закрыть клеем.
Остаётся пройтись по шву клеевым пистолетом ещё раз. Замазать эту щель и заровнять её шпателем смоченным в обезжиривателе. Это делается не только для эстетики, но и для того, чтобы тщательно заполнить пустоты под стеклом. Ведь малейшая пустота - это место где может скопиться вода. А что сделает вода, превратившись на морозе в лёд, говорить излишне.
Обычно вся эта процедура занимает один рабочий день. Автобус выстаивается ночь ,чтобы клей схватился. На следующее утро, удаляют скотч,остатки клея, устанавливаются снятые зеркала, стеклоочистители и автобус опять готов к работе.
Напомню, что почитать меня можно без матюков в отредактированном виде, на сайте журнала "Кузов"
http://www.kuzov-media.ru/articles/Menyaemsteklanaavtobuse.html , а так же в бумаге когда выйдет номер.
Кроме того меня можно зафреднить, расфрендить, расшарить,сослаться, закопипастить,послать на хуй, напоить водкой.
На этом всё. Искренне ваш Автомеханик Илья Николов.