Королева Елизавета II и Принц Карл, Принц Уэльский, во время Брэмарских Горских игр. 4 сентября 2010г.
Часто говоря о современных монархиях можно встретить мнение, что европейские Короли и Королевы не обладают никакой властью и исполняют чисто представительские функции. Правда, разве такие функции имеют меньшее значение, чем реальная власть? Но сейчас не об этом.
Если прочитать конституции европейских монархий, то можно узнать много интересного. Так Конституция Дании 1953 года предоставляет огромную власть главе государства давая ему не только законодательные полномочия, но и исполнительные. Конечно, можно возразить, что монархи не пользуются своими правами. Но если они не пользуется ими сейчас, то это не значит, что такое не может произойти в будущем. Да и если не пользуется ими Королева Дании, то может быть пользуется Королева Великобритании?
Благодаря некоторым ушлым подданным Британской Короны стали известны очень интересные факты работы между Уайтхоллом (Правительство Великобритании и Северной Ирландии), с одной стороны, и Букингемским дворцом и Кларенс-хаусом (резиденции Королевы Елизаветы II и Принца Уэльского), с другой.
Преподаватель права Джон Киркхоуп (John Kirkhope) подал в суд с требованием рассекретить некоторые правительственные документы, которые раскрыли бы подробности переписки между Её Величеством и Её Правительством. Так как в Соединённом Королевстве действует право на свободу информации (и почему оно не везде действует?) и информация там всё равно подлежит рассекречиванию через 30 лет, суд принял сторону заявителя.
Как оказалось, Королева Елизавета II за последние годы не раз пользовалась своим право вето на законопроекты, которые только подготавливались в министерствах и не выходили на публику. Так, по меньшей мере, 39 законопроектов о высшем образовании, заработной плате и детских алиментах были блокированы Букингемским дворцом. В 1999 году Её Величество отказала в одобрении законопроекту, разрешающему нанесение военно-воздушных ударов по Ираку, который также передавал эти полномочия монарха парламенту. А в 2004 году Королева выступила в роли главы Церкви Англии и наложила вето на законопроект о гражданских партнёрствах. Только вот времена изменились, но в своё время она смогла отстоять традиционный взгляд на брак.
Другие документы Уайтхолла показали, что чиновники министерств предупреждены, что получение Королевского согласия на законопроект может затянуться, но кроме того оно нужно и для поправок к действующим законам. И это не главное - если право вето будет наложено, то законопроект считается «похороненным» и дальнейшему обсуждения не подлежит.
Что же касается Принца Карла, Принца Уэльского (именно так, ведь никогда английских монархов или принцев с этим именем Чарльзами на Руси не звали), то он является государственным советником и членом Тайного Совета Её Величества, а, значит, обладает доступом ко всем тем же документам, что и его Августейшая мать. (Собственно и Принц Филипп, Герцог Эдинбургский, тоже является членом Совета, но в политику особо не вмешивается.) Так же Его Королевское Высочество как обладатель Герцогства Корнуольского имеет право вето на законопроекты, которые касаются его собственности. Нечасто, но Принц пользуется этим правом. Правда как оказалось, он наложил вето и на 12 законопроектов, касающихся азартных играх и Олимпиады.
После раскрытия этой маленькой доли потока документов между главой государства и его правительством, член Парламента от Либерально-демократической партии Эндрю Джордж (Andrew George) заявил, что раз «Члены Королевской Семьи играют активную роль в демократическом процессе, нам необходимо больше прозрачности в парламенте, чтобы мы могли в полной мере оценить влияние этих полномочий и действительную необходимость права вето». Законное желание, но вряд ли исполнимое. Раз Её Величество и Его Королевское Высочество давно пользуются своим правом вето, то его сложно будет преодолеть в будущем. В Королевстве нет конституции и что-то в этом вопросе изменить довольно сложно. Особенно, когда у монарха есть «тайное» право вето.
Букингемский дворец и Кларенс-хаус выпустили официальные пресс-релизы, где заявлялось, что Королева и Принц Уэльский уже давно установили такие отношения с Правительством и это не является чем-то необычным. Её Величество и Его Королевское Высочество служат своей стране и на самом деле редко отказывают кабинету министров. Редко, но метко. Скорее всего, ситуация с Королевским одобрением законопроектов и в дальнейшем будет такой же, а скорое рождение первенца Герцога и Герцогини Кембриджских прикроет эту тему на долгие годы.
Станислав Павлов