Принц Людвиг на фоне Мюнхенской резиденции своих Державных предков
В преддверии свадьбы Принца Вильгельма Уэльского и мисс Екатерины Миддлтон германскому изданию "Abendzeitung München" дал интервью Его Королевское Высочество Принц Людвиг Баварский, праправнук свергнутого в 1918 году Короля Баварии Людвига III и будущий Глава Дома Виттельсбахов.
Корреспондент Ангела Бём: Если когда-нибудь Королевство Бавария будет восстановлено, то Вы вступите на Престол как Людвиг IV. Какова Ваша роль по сравнению с английским Принцем Вильгельмом?
Принц Людвиг: Когда Баварская монархия пала, не было даже моих родителей. Но Вы правы - гипотетически я могу вступить на Баварский Престол. Только наша роль сейчас отличается от Британской Королевской Семьи - в основном это общественная работа. И я немного завидую Принцу Вильгельму в связи с шумихой вокруг него.
К.: Всем известен безумный Король Людвиг II. Это не сказывается на Вас?
П.Л.: Я бы не назвал это бременем, но моё имя действительно часто ассоциируют с Людвигом II.
К.: Людвиг II был убит, покончил с собой или же это был несчастный случай? Можете ли Вы решить эту головоломку?
П.Л.: К сожалению, нет. Есть множество теорий, некоторые очень правдоподобны, другие более заумные. Но было бы неправильно для членов моей семьи участвовать в различных спекуляциях. Мы не знаем больше, чем историки - знания в умах людей, а не в генах.
К.: В чём тайна его смерти? Если бы Ваша семья оставила гроб открытым, можно было бы определить причину смерти.
П.Л.: Достоинство человека не заканчивается с его смертью, но также распространяется и на его последующую жизнь. Просто Людвигу II придаётся слишком большое значение, а следует относиться к нему с достоинством и уважением. Открытый гроб мог внести лишние беспокойства в его вечное спокойствие.
К.: Но вскрытие бы пролило свет на многие вопросы.
П.Л.: На вскрытии тогда присутствовали десятки враче и несколько офицеров. Всё было тщательно записано. Нужно доверять документам с таким большим числом свидетелей, чтобы не было каких-либо серьёзных сомнений.
К.: И каковы результаты?
П.Л.: Как можно обвинять мою семью в сокрытии тайны. Через сто лет после смерти Людвига II в 1986 году было проведено обширное расследование, в котором приняли участие прокурор, судья и эксперт в области криминологии. Тогдашний глава семьи, Герцог Альбрехт, даже открыл секретные архивы для полного доступа. Это исследование показало, что Король скорее всего находился на грани самоубийства. Тем не менее каждый волен сам решить эту тайну.
К.: Как династия относится к тому, что спустя 125 лет после смерти Король стал некой поп-звездой?
П.Л.: С осторожностью. С одной стороны, мы рады той большой любви, которую питал к Людвигу II народ и которая жива до сих пор. С другой стороны, Людвиг II действительно становиться предметом поп-культуры, что влечёт за собой нехорошие последствия. Многие образы Короля в кинематографе, на телевидении, в театре, а в последнее время даже на радио, показывают сатирическое отношение к нему и имеют мало общего с исторической личностью.
К.: Как Вы объясняете миф Людвига II?
П.Л.: "Вечная загадка я, для себя и других". Таким образом, он уже ответил на этот вопрос. Его уединённый образ жизни, создание своего воображаемого мира, его приверженность к делу поощрения искусства. Людвиг II сам заложил основу для мифа о собственной персоне.
К.: Сегодня люди вновь ждут героев?
П.Л.: Наверное, люди всегда ждут героев. К сожалению, герои одних могут быть ужасом для других.
К.: По Вашему мнению ажиотаж вокруг Карла-Теодора цу Гуттенберга отражает симпатии к королевским семьям?
П.Л.: Я думаю это очень несправедливо приписывать немцам интерес к Карлу-Теодору цу Гуттенбергу из-за его дворянского титула. Скорее здесь имеет значение его обман. Я думаю это разные вещи, но имеющие значения для отношений людей к нему.
К.: Какую роль дворянство играет сегодня?
П.Л.: Дворянство было упразднено в Германии и не играет никакой роли. "Фон" и "цу" в фамилии не сделают никого лучше или хуже. Говорят: "Положение обязывает". Я думаю, что это вводит нас в заблуждение. Ведь это не благородство, а история. Если кто-то хранит память о своих предках, то он придерживается традиций. Это касается не только знати.
К.: Кто это?
П.Л.: Можно выбрать пример из времени Людвига II. Посмотрите на потомков Рихарда Вагнера. Они прекрасно руководят Байретским фестивалем и, таким образом, продолжают работу своего знаменитого предка. Они продолжают из поколения в поколения традиции и тем самым сохраняют память о своём предке.
К.: Какова роль Главы Дома Виттельсбахов для Баварии сегодня?
П.Л.: Мне трудно дать хороший ответ на этот вопрос, ведь здесь нужен опыт. Позиция главы нашей семьи сегодня, Герцога Франца, такова: обязанность каждого ответственного гражданина полноценно работать для своей страны. Таким образом, мы через личное участие, особенно в области культуры, помогли многие проектам.
К.: Что такое консерватизм для Вас сегодня?
П.Л.: Хорошо, когда люди живут своей жизнью. Я считаю, что консерватизм не совсем уместен сейчас, ведь те стандарты, которые вы сами устанавливаете для других, вы же и навязываете. В наше время должно быть достаточно места для толерантности.
К.: Людвиг II был гомосексуалистом. Является ли это проблемой для Вашей семьи?
П.Л.: Для меня гомосексуализм не проблема. Это естественная вещь, которая существовала всегда. Общества всегда по разному относилось к этому и я рад, что в Германии сейчас всё более терпимо относятся к этому.
К.: Хотели бы Вы жить в одном из замков Людвига?
П.Л.: Эти замки - окаменевшие мечты. Жить означает, что вы в мире мечты. Было бы ужасно неудобно жить там.
К.: Какой Ваш любимый?
П.Л.: Мне нравится Линдерхоф. Там есть интересная пещера, где горит электрический свет. Жаль, что его личный зимний сад на крыше Мюнхенской резиденции не дошёл до нас. Сегодня, если вы смотрите вверх во дворце, то до крыши 70 метров, из которых 10 хранят тропический лес, искусственное озеро и даже водопад, управляемый с помощью насосов.
К.: Вас что-то связывает с Людвигом II?
П.Л.: Он всегда был очень важной фигурой. Я несу его имя и поэтому вырос почти вместе с ним.
К.: Почему Вы называете себя только Людвиг Баварский?
П.Л.: В моём паспорте в разделе фамилия стоит “Принц Баварский”. Я стараюсь разделять это: если я выступаю как представителей Королевской Семьи, то не могут обойтись без титула Принца.
К.: Должны ли мы обращаться к Ваш “Ваше Королевское Высочество”?
П.Л.: Многие обращаются так ко мне, но я никогда не настаиваю на этом. Я никогда не относился к своей персоне с такой честью, но понимаю, что это есть и выражения уважения к моим предкам.
К.: А как в частной жизни?
П.Л.: Я стараюсь не использовать титул. В повседневной жизни я использую «господин Баварский» и более ничего. Сама фамилия «Баварский» представляет определённую сложность. Во время учёбы в Нижней Саксонии у меня был сожитель с фамилией Мейстер (переводится с немецкого как «чемпион» - С.П.). На нашем почтовом ящике было написано «Бавария - Чемпион». Можете себе представить, что ни одно письмо не приходило к нам благополучно.
Его Королевское Высочество Принц Людвиг Баварский родился 14 июня 1982 года в семье Принца Луитпольда и Принцессы Беатрисы, урождённой Виганд. Он вырос в замке Кальтенберг в Верхней Баварии. Окончил Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где получил научную степень в области экономики и истории. Сейчас продолжает свои исследования в области права.
Перевод и справка Станислава Павлова