Коронационные регалии Венгрии: корона Святого Стефана, скипетр, держава и меч
18 апреля 2011 года Национальное Собрание Венгерской Республики приняло новую Конституцию страны, главным разработчиком которой стал Премьер-министр кальвинист Виктор Орбан. За новый основной закон проголосовали 262 депутата, представляющие правящую коалицию, 44 были против, 1 воздержался, а ряд оппозиционных партий бойкотировал голосование.
Как ожидается, Президент Венгрии католик Пал Шмит подпишет новую Конституцию в Пасхальный понедельник - 25 апреля, а вступит в силу документ 1 января 2012 года.
Проект новой Конституции вызвал споры в венгерской обществе и был встречен крайне негативно со стороны оппозиционных партий, особенно Венгерской социалистической партии, которая является прямой преемницей Венгерской социалистической рабочей партии, правившей страной 1956-1989 годах. Они обвиняют партию Фидес и её лидера Виктора Орбана в попытке укрепленя своей власти и даже диктатуре.
Конституция содержит ряд интересных нововведений, которые могут способствовать укреплению государственной власти страны. Теперь финансовый совет центрального банка Венгрии (в которой будет входить и глава государства) сможет распустить парламент в случае, если депутаты не одобрят предлагаемый бюджет до 31 марта. Кроме того, для принятия законов о пенсиях, налогах и центробанке требуется две трети голосов парламентариев, который ныне принадлежат правящей партии Фидес, чьё лидерство в Национальном Собрании будет сохраняться до 2014 года.
Конституционный суд лишается возможности принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой и налогообложением, до тех пор, пока государственный долг не снизится с 80 до 50% ВВП. Самих судей теперь будет не 11, а 15 и можно быть уверенными, что большинство из них станут членами правящей консервативной партии. Парламент теперь получает возможность принимать важные вопросы, например такие, как вступление в еврозону, при одобрении двух третей парламента, а ведь сейчас ими обладает партия Фидес.
Также в конституции подчёркивается, что законный брак - это союз только мужчины и женщины, а значит вопросов об однополых браках в Венгрии не будет подниматься ещё очень долго. Ряд правозащитных организаций уже высказался против подобного пункта, но для консервативного большинства это не имеет значения, т.к. они служат своей стране, а не бездельникам из международных организаций.
В тексте Конституции говорится, что венгерский народ объединяет "Бог и христианство". Жизнь человека в Венгрии теперь начинается при зачатии и именно с этого момента защищается, а значит не только однополоые браки, но и аборты находяться в стране вне закона.
С 2012 года официальное название страны изменяется с "Венгерская Республика" на "Венгрия". Этот шаг направлен на возвращение к историческим корням и напоминает о территориальных претензиях страны, которая при монархии Габсбургов была одной из крупнейших в Европе.
В связи с этим вспоминается, что при первом правительстве Фидес и господина Орбана в 2000 году состоялоась церемонию переноса короны Святого Стефана, первого Короля Венгрии, в здание парламента. Церемония была приурочена к 1000-летию венгерской государственности. В преамбуле Конституции так и говорится: "Мы гордимся тем, что наш Король Святой Стефан создал основу венгерского государства 1 000 лет назад, с тех пор наша страна жила в рамках христианской Европы". В ней говорится о необходимости "духовного возрождения".
В рамках данной политики гражданство Венгрии сможет получить любой этнический венгр, который считает себя таковым и владеет венгерским языком. Тем самым в состав граждан Венгрии смогут влиться треть венгерской нациии, представители которой проживают в соседних Румынии (ок. 1,5 млн. человек), Сербии (ок. 300 тыс. человек), Украине (более 150 тыс. человек) и Словакии (более 500 тыс. человек). Особенно проблеым это станет для последней, так как там венгры компактно проживают на юге страны. Хотя для Румынии и Словакии это не будет большой проблемой, ведь они все состоят в Европейском Союзе, но создаёт определённую напряжённость в отношениях.
Забавным моментов является то, что такую Конституцию не поддержала Партия "За лучшую Венгрию" (Йоббик), придерживающаяся позиций венгерского национализма, национального консерватизма, христианской демократии, евроскептицизма и аннтиглобализма. Они посчитали, что документ уничтожает механизм сдержек и противовесов.
Оппозиция обещает с помозью международных судов ликвидировать дискриминационные положения нового основого закона Венгрии, но очень сомнительно, что международное право позволяет каким-либо наднациональным органам вмешиваться во внутренние дела стран. Тем более если они касаются Конституции данного государства. Хотя после резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии удивляться таким предложениям не приходиться.
Станислав Павлов