«Императрица Елизавета Петровна была красивой женщиной, склонной к любовным увлечениям. Но не этим же характеризуются государственные деятели. Если бы мы с подобной меркой подходили к оценке правления того или иного монарха на Западе, то мы оказались бы в чрезвычайно сложном положении и во многих случаях далеко от алькова не ушли. Приход Елизаветы Петровны к власти был не случайным. Ее появление на троне есть закономерная реакция на те события и тот строй отношений, прежде всего, на самом верху российской власти, которые возникли во время царствования Анны Иоанновны и ее наследника Иоанна Антоновича», - сказал в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов в связи с приближающимся 250-летием со дня кончины Императрицы Елизаветы Петровны, преставившейся 25 декабря 1761 года в день Рождества Христова.
«С именем же Елизаветы Петровны связано возрождение русского духа как в делах внутреннего строительства государства, так и во внешних делах, свидетельством чего служит блистательная Семилетняя война, прерванная только из-за смерти Императрицы... Елизавета Петровна принадлежит к числу национально ориентированных правителей России и в этом её великое историческое значение», - подчеркнул историк.
Напомним, что основными принципами внутри- и внешнеполитической деятельности Императрицы Елизаветы Петровны были провозглашены возвращение к принципам правления её отца - Государя Петра Великого. Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, созданный при Анне Иоанновне, восстановив роль Сената и других петровских детищ. По отзывам современников, в Елизавете Петровне удивительным образом сочетались новые европейские веяния с русской стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье и ревностной защитой Православной веры. Так, именным указом от 2 декабря 1742 г. Елизавета Петровна потребовала высылки за пределы Российской империи всех иудеев, которые не пожелают принять «христианскую веру греческого исповедания». И, несмотря на указания Сената, что высылка из страны состоятельных иудеев, занимающихся коммерцией, повлечет убыток для казны, Императрица оставила в силе свое повеление, положив на донесение Сената знаменитую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
«Заслуги Императрицы Елизаветы Петровны велики в деле религиозного строительства в России, - отметил Игорь Фроянов. - Во время Петра I и в последующие годы в связи с появлением большого количества иностранцев, прежде всего, немцев, в связи с тем, что к руководству Русской Православной Церкви пришли шаткие в Православии выходцы с Украины, до того обучавшиеся в различных академиях Запада, Православная вера была потеснена протестантизмом. И вообще, если оценивать религиозную реформу Императора Петра I, то она во многом является протестантской по духу. Неслучайно во главе Русской Православной Церкви, во главе Синода был поставлен архиепископ Феофан (Прокопович), ревность которого в Православной вере не столь очевидна, если не сказать больше. Елизавета Петровна сделала очень многое для того, чтобы защитить и укрепить Православную веру. Она обороняла ее как от протестантов, так и от представителей других конфессий, в частности, конфессии иудейской».