К 60-летию Высочайшего бракосочетания
Главы Российского Императорского Дома Государя Великого Князя Владимира Кирилловича
с Государыней Великой Княгиней Леонидой Георгиевной
31 июля/13 августа 2008 года исполнилось 60 лет со дня заключения брака между Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем и Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Леонидой Георгиевной. Отмечая этот знаменательный юбилей, вспомним вкратце вехи жизненного пути Вдовствующей Государыни, вот уже 60 лет принадлежащей к Российскому Императорскому Дому Романовых и верно служащей его духовным и историческим идеалам.
Государыня родилась в Тифлисе 23 сентября/6 октября 1914 года в семье Князя Георгия Александровича Багратион-Мухранского и Княгини Елены Сигизмундовны (урожденной Новина-Злотницкой). Уже шла I Мировая война, но мало кто мог представить, что спустя 2 с небольшим года Российская Империя будет ввергнута в хаос революции и Гражданской войны, распадется на части, а на ее месте возникнет новое государство во главе с кровавым тоталитарным богоборческим режимом.
Грузинская Царская Династия Багратионов, к которой принадлежала новорожденная Княжна Леонида, утратила политическую власть еще в 1801 году, при окончательном присоединении Грузии к Российской Империи. В отличие от германских медиатизированных владетельных Домов Священной Римской Империи, Дом Багратионов не получил на тот момент в Российской Империи четкого юридического статуса. Централизаторская политика XIX века привела к одностороннему нарушению Россией Георгиевского трактата 1783 года, на основании которого Багратионы сохраняли свои царственные прерогативы. Но сами Члены этой древнейшей европейской христианской Династии, верой и правдой служа России, в то же время никогда не отрекались от своего царственного достоинства.
Дом Багратидов происходит от святого библейского Царя Давида Псалмопевца, то есть по человечеству состоит в родстве с Господом Иисусом Христом. В 150 году до Р.Х. Царь Парфии Валарзий даровал потомку св. Давида Баграту право возлагать корону на Царей древней Армении. В 298 году по Р.Х. наследник Баграта Царь Тиридат принял Христианство и стал его ревностным распространителем. Грузинская ветвь Династии начинается с Царя Баграта, прибывшего в Грузию в 575 году. Линия Мухранского Владетельного Дома Багратидов выделилась в 1469 году. Тесные связи Царского Дома Грузии с Россией установились еще в 1564 году, когда Царь Кахетинский Леон обратился за покровительством к Царю Иоанну IV Грозному. Окончательно этот процесс завершился при Императрице Екатерине II Великой в 1783 году заключением «на вечные времена» Георгиевского трактата, по условиям которого Грузинское Царство, не лишаясь автономии и своей древней государственности, переходило под верховную юрисдикцию Императоров Всероссийских. В 1801 году, при Императоре Александре I Благословенном, после смерти грузинского Царя Георгия XII самостоятельная монархия в Грузии была упразднена.
Члены Грузинского Царского Дома не считали это справедливым. Но, несмотря ни на что, за редчайшим исключением, представители всех его династических линий были преданы России и доказали это своей верной и нелицемерной службой на военном и гражданском поприщах.
После того, как старшая ветвь Багратионов пресеклась, наследие грузинского Престола перешло в линию Князей Багратион-Мухранских.
Еще в начале ХХ века в высших кругах Российской Империи ощущалась потребность урегулировать вопрос о правовом статусе Дома Багратидов. Пути его решения обсуждались в связи с браком Княжны Императорской Крови Татианы Константиновны с Князем Константином Александровичем Багратион-Мухранским. Великий Князь Константин Константинович, отец Княжны Татианы, в своем дневнике за 30 ноября 1910 г. отметил, что Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна говорили, что "не посмотрели бы на брак ее с Багратионом как на морганатический, ввиду того, что он, подобно Орлеанам, потомок когда-то царствовавшей Династии" (Из дневников Великого Князя Константина Константиновича. Публ. Э.И. Матониной // Москва, 1994, февраль). Однако никакого специального Высочайшего акта на сей счет до революции 1917 года так и не последовало. Княжна Татиана Константиновна, выходя в 1911 году замуж за Князя Константина Багратион-Мухранского, отреклась от своих потенциальных прав на престолонаследие, как это делали некоторые Члены Российского Императорского Дома женского пола, вступавшие в равнородные браки с иностранными царственными и владетельными особами (например, Великая Княгиня Ольга Николаевна Королева Вюртембергская). Но сам по себе этот акт еще ни о чем не говорил, так как подобные отречения подписывали и некоторые Высочайшие особы, вступавшие в морганатические браки (наример, Княжна Императорской Крови Ирина Александровна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон).
В таком юридически «подвешенном» состоянии Багратион-Мухранские встретили 1917 год. Им пришлось принести свою страшную дань кровавой жатве революции. Дед будущей Великой Княгини Леониды Князь Александр Ираклиевич Багратион-Мухранский (де-юре Царь Грузии) в 1918 году был казнен большевиками в Пятигорске в числе заложников.
В 1921 году, после свержения грузинскими большевиками правительства меньшевика Ноя Жордании, семья Князей Багратион-Мухранских в первый раз выехала на жительство за границу. В 1923 году тоска по Родине привела ее обратно в Тифлис. Вначале Царской Семье даже вернули родовой дом, но очень скоро начались притеснения и аресты. Выехать вторично из СССР в 1931 году Багратион-Мухранским помогло заступничество М. Горького, которому они до революции покровительствовали, с которым встречались в Германии во время своей первой эмиграции.
В 1934 году в Ницце Княжна Леонида Георгиевна вступила в первый брак с потомком шотландского дворянского рода американским подданным Самнером Муром Кёрби. В 1937 году этот брак распался.
С началом Второй Мировой Войны друзья помогли Княгине Леониде Георгиевне перебраться из оккупированной Франции в Испанию. Богу было угодно распорядиться так, что после войны туда же к своей тете Инфанте Беатрисе приехал и ее будущий супруг - Глава Российского Императорского Дома Государь Великий Князь Владимир Кириллович.
Императорская Чета вскоре после бракосочетания. Эмигрантская открытка
Еще до их первой встречи произошло событие, положившее конец возникшей в 1801 году тягостной правовой неопределенности международного статуса Дома Багратионов. В 1946 году к Государю Владимиру Кирилловичу обратился Член Испанского Королевского Дома Инфант Фернандо Принц Баварский в связи с подготовкой свадьбы его дочери Инфанты Мерседес и брата Леониды Георгиевны Князя Ираклия Багратион-Мухранского. Инфант Фернандо хотел иметь подтверждение, можно ли считать этот брак равнородным, и направил запрос Главе Императорского Дома России, в состав которой входило Грузинское Царство. В ответ Государь Владимир Кириллович восстановил нарушенную в угоду временным и преходящим политическим соображениям историческую правду. Своим Актом от 5 декабря 1946 года он признал царственное достоинство Дома Багратионов: «Его Королевское Высочество Инфант Дон Фернандо, Принц Баварский, запросил Меня, перед вступлением его дочери Инфанты Мерседес во брак с Князем Ираклием Георгиевичем Багратионом-Мухранским, могу ли Я, принимая во внимание факт независимости Грузии с 1918 по 1921 г., как и настоящее положение ее Царской Семьи, считать предполагаемый брак равнородным. Переданный через посредство испанского посланника в Берне - графа де Байлена Мой ответ Инфанту был положительный, ибо, после продолжительного и тщательного изучения истории Грузии и грузинского вопроса, и испросив совета Моего дяди, Е[го] И[мператорского] Выс[очества] Великого Князя Андрея Владимировича, брата Моего покойного Родителя, моих советников, и после письменного сношения с профессором-историком М. Мускелишвили Я считаю справедливым и полезным признать царское достоинство старшей ветви Семьи Багратионов, как и право ее членов именоваться Князьями Грузинскими и титуловаться Царскими Высочествами. Главой этой семьи является ныне здравствующий Князь Георгий Александрович. Если Господь Всемогущий, по милосердию Своему, допустит возрождение Нашей великой Империи, почитаю за благо восстановление употребления грузинского языка, как во внутренней администрации Грузии, так и в её учебных заведениях. Русский же язык должен быть обязательным для общих сношений в пределах Империи. Я решил составить настоящий акт для блага Российской Империи и сохранения ее целости в будущем, и счел полезным скрепить его Моей собственноручной подписью, дабы удовлетворить справедливые национальные чувства грузинского народа, и в надежде, таким образом, избежать в будущем возможного захвата его отечества военной силой, в случае его самовольного отделения от Российской Империи». Акт 1946 года является документом не только династического, но и международного права. Не исключена ситуация, когда на его основании может быть определено, какое лицо имеет право на возглавление того или иного европейского монархического государства.
Спустя некоторое время Великий Князь Владимир Кириллович познакомился с Леонидой Георгиевной. Сильное и глубокое чувство навсегда связало любящие сердца. Они обвенчались 31 июля/13 августа 1948 года в Лозанне (Швейцария) в греческой церкви Св. Герасима, поскольку православных храмов в Испании еще не существовало. В дальнейшем Августейшая Чета проживала в Испании и во Франции, где у Великого Князя был доставшийся от родителей дом в бретонском г. Сен-Бриак.
Глава Испанского государства генералиссимус Ф. Франко с подчеркнутым уважением относился к Российской и Грузинской Династиям. Встретившись с Великим Князем Владимиром Кирилловичем и Великой Княгиней Леонидой Георгиевной, он - могущественный диктатор - по древней испанской традиции преклонил колено перед царственными изгнанниками.
В течении нескольких лет после заключения брака у Государя и Государыни не было детей. Это огорчало и беспокоило их как чисто по-человечески, так и в смысле продолжения Династии. Дело в том, что все остальные Великие Князья и Князья Императорской Крови, выжившие в революционном смерче и оказавшиеся в эмиграции, вступили в неравнородные браки. В силу династических законов их потомство не принадлежит к Императорскому дому и не имеет прав престолонаследия. Если бы у Великого Князя Владимира Кирилловича не родилось потомство, наследие должно было неизбежно перейти по женской линии в иностранную Династию. Последствия этого могли стать непредсказуемыми и, в любом случае, оказались бы мало благоприятными для сохранения исторических устоев Дома Романовых вдали от Родины, в тяжелых условиях изгнания.
В 1953 году Императорская Чета отправилась в паломничество в Бари, чтобы помолиться «о чадородии» у мощей Святителя Николая Мирликийского. Ровно через девять месяцев, 10/23 декабря 1953 года на свет появилась дочь Великого Князя Владимира Кирилловича и Великой Княгини Леониды Георгиевны - Великая Княжна Мария Владимировна.
Великий Князь Владимир Кириллович с супругой Великой Княгиней Леонидой Георгиевной
и дочерью Великой Княжной Марией Владимировной. Мадрид, 1967г.
Государь и Государыня всегда были вместе. Они не написали друг другу ни одного письма, потому что никогда не расставались. Во всех обстоятельствах Великая Княгиня Леонида Георгиевна была надежной опорой своему Августейшему Супругу. Когда ей напоминали ее грузинское происхождение, она неизменно отвечала, что очень любит свою малую Родину, но с тех пор, как вышла замуж за Великого Князя, общероссийские интересы для нее - превыше всего.
Когда дядя Государя Владимира Кирилловича Великий Князь Андрей Владимирович приехал познакомиться с женой своего царственного племянника, он сказал ей: «Больше гадостей, чем говорили про Императрицу Александру Феодоровну, никто, никогда и ни о ком не говорил. Поэтому, что бы тебе ни делали, что бы о тебе ни говорили, не обращай внимания. Исполняй свой долг, помогай Владимиру». Этому завету Государыня следует всю свою жизнь. Ей, как и Св. Царице-Мученице Александре, довелось сполна испить чашу клеветы и злобы ненавистников исторической России, но она никогда не падала духом и не сдавалась. 44 года Великая Княгиня разделяла труды мужа. И поныне, несмотря на свои 94 года, она всеми силами старается помогать своей Августейшей дочери - Главе Российского Императорского Дома Государыне Великой Княгине Марии Владимировне.
Впервые после долгих лет эмиграции Великая Княгиня Леонида Георгиевна посетила Россию вместе с Великим Князем Владимиром Кирилловичем 5-11 ноября 1991 года. После этого она приезжала на Родину более 30 раз.
Кончина супруга 21 апреля 1992 года стала для Государыни страшным ударом, но она не утратила душевной твердости и стремления служить Отечеству.
В 1994 году ее трудами было совершено перенесение в Родовую Усыпальницу Грузинских Царей - Мцхету - праха ее родителей Князя Георгия Александровича и Княгини Елены Сигизмундовны (де-юре Царя и Царицы Грузинских). В 1995 году из Кобурга в Петропавловский собор Санкт-Петербурга доставили останки свекра и свекрови Государыни Леониды Георгиевны - Императора в изгнании Кирилла I Владимировича и Императрицы Виктории Феодоровны.
Неустанно стараясь помочь возрождению России, Великая Княгиня осуществила целый ряд благотворительных акций и поддержала в трудную минуту тысячи людей - сирот, инвалидов, престарелых, оказала содействие представителям русского искусства.
Вдовствующая Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна
в день награждения ее церковным орденом св. Ольги
Последний визит на Родину Леониды Георгиевны состоялся в сентябре 2002 года. Вместе с Государыней Марией Владимировной Вдовствующая Великая Княгиня присутствовала на освящении Храма-Памятника на мемориальном кладбище у Соловьевой переправы (Смоленская область), где во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. пали смертью храбрых сотни тысяч защитников Отечества, и поклонилась святыням древнего Смоленска. В октябре того же года 88-летнюю Государыню постигла тяжелая болезнь. Врачи спасли ее жизнь, но с тех пор состояние здоровья больше не позволяет Ее Императорскому Высочеству совершать дальние переезды и авиационные перелеты. Она очень переживает из-за этого, сохраняет надежду повидать родную страну еще хоть раз и внимательно следит за ходом событий, происходящих в России и других государствах, некогда входивших в состав Российской Империи.
Глубокой болью отозвались в сердце Вдовствующей Государыни события в Южной Осетии. Великая Княгиня Леонида Георгиевна всей душой желает, чтобы русские, грузины, осетины, абхазцы, все народы Кавказа, и в целом, все народы, тесно связанные исторической судьбой, жили в мире и дружбе и не позволяли своекорыстным политикам сеять вражду, нетерпимость и ненависть.
Великая Княгиня Леонида Георгиевна пользуется любовью всех, кто имел счастье познакомиться с ней. Глубокая и чистая вера, царственная простота, чуткость, внимательность и отзывчивость, блестящее остроумие и великолепная эрудиция всю жизнь привлекали к ней сердца людей - от Королей и Президентов до рабочих и крестьян. Для соотечественников она есть и всегда будет оставаться воплощением идеала Русской Царицы, сподвижницы и опоры Государя, которую российский народ издревле трогательно именует Матушкой.
В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поздравляя Вдовствующую Государыню с ее 90-летием, отметил самое важное в ее судьбе, служении и личностных качествах: «(…) Вы родились в Тифлисе, в семье древнейшей в Европе династии Багратионов, по преданию происходящей от библейского царя, пророка и псалмопевца Давида. Проявляя глубокую любовь к Грузии, Вы одновременно восприняли как свои интересы России. Со времени, когда это стало возможно, Вы бывали в Отечестве нашем десятки раз не только для того, чтобы совершить паломничество к местам русской славы и святости, но и затем, чтобы помочь стране, ответственность за которую Вы осознаете как долг перед Богом. Вы по праву пользуетесь любовью и уважением всех, кто Вас знает, являя пример царственных достоинств, соединенных с простотой и чуткостью к нуждам окружающих.(…) Пусть Всемогущий Господь изольет на Вас Свои изобильные милости».
К.и.н. Александр Закатов