Сегодня, когда родители решают, какой музыкальный инструмент будет осваивать их ребенок, к народным инструментам обращаются, как правило, в последнюю очередь. А вот Цесаревич Алексей, как это ни странно звучит, учился играть именно на балалайке.
Сохранилась редкая фотография Цесаревича Алексея Николаевича, сделанная на борту императорской яхты «Штандарт» летом 1907 г., на которой трехлетний Цесаревич в окружении юнг играет на балалайке. Надо признать, что это единственный известный случай, когда наследник российского престола не только научился, но и полюбил играть на «фирменном» народном инструменте. Как музыкальный инструмент балалайка была совершенно не типична для аристократических гостиных... В этой «музыкальной истории» удивительным образом совпали музыкальные предпочтения матери и сына, что бывает не столь уж и часто.
Императрица Александра Феодоровна, как и все девочки ее круга, в молодые годы получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармштадской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной Принцессы. Главным инструментом Императрицы было, конечно, фортепиано. Известно, что в Германии она узнала и полюбила Вагнера.
Став Императрицей, Александра Феодоровна не оставила занятий музыкой. Более того, после 1905 г. пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Она играла дуэты с пианистом профессором Кюндингером, который приходил к ней каждую неделю на несколько часов. Брала уроки пения у профессора Консерватории Ирецкой. Видимо, эти занятия были связаны с желанием Императрицы петь дуэты со своими подросшими дочерьми.
Периодически Император Николай II приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им пятую и шестую симфонии Чайковского.
Те, кто слышал игру Императрицы, утверждали, что «Её Величество была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом». Что касалось пения, то у Александры Феодоровны, по словам Вырубовой, было «чудесное контральто».
Естественно, бывали и домашние концерты. С Императрицей пели дуэтом баронесса Штакельберг, сестры Танеевы, графиня Фредерикс, а также «госпожа X и госпожа Z - две известные оперные певицы». Однако вскоре эти домашние концерты были прекращены из-за проблем с сердцем, которые возникли у Александры Феодоровны примерно в 1908 г.
Подрастающих дочерей в большой семье Николая II музыке учили фрейлины и мать. Уровень их музыкальной одаренности был разным. Так, по мнению очевидцев, старшая дочь Великая Княжна Ольга Николаевна была не только самой умной из всех сестер, но и самой музыкальной, «она могла на память сыграть любое услышанное ею музыкальное произведение», кроме этого «она очень недурно пела меццо-сопрано».
Примечательно, что наряду с «академическими» музыкальными занятиями в семье Николая II существовали и вполне «народные» музыкальные пристрастия. Императрица Александра Феодоровна любила простую трехструнную русскую балалайку. С игрой казаков-балалаечников собственного конвоя она познакомилась еще в первый год жизни в России. А после рождения второй дочери среди игрушек детей появились игрушечные балалайки из магазина Дойникова, что был на Казанской улице. В конце 1897 г. в этом магазине были куплены еще две такие игрушки. Однако играть на балалайке в Императорской Семье стали после того, как Цесаревичу Алексею пошел третий год. Именно тогда и была сделана упомянутая фотография.
Видимо, в выборе музыкального инструмента для Цесаревича сошлось несколько причин. Это было и стремление «сделать» из мальчика истинно русского Монарха, и интерес Императрицы к этому инструменту. Судя по воспоминаниям, «Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке».
Конечно, у Цесаревича были учителя. Среди них называют генерал-майора Свиты Его Величества Ресина. Однако у генерала было не так много времени, поскольку он командовал Сводным полком, который охранял императорскую резиденцию в Царском Селе. Поэтому Ресин рекомендовал Императрице в качестве учителя игры на балалайке для Цесаревича надворного советника Александра Николаевича Зарубина. Сын генерал-лейтенанта, выпускник Императорского лицея, причисленный к 1-му Департаменту Сената, он как любитель играл в народном оркестре Андреева. С 15 марта по 4 мая 1916 г. он дал Цесаревичу 12 уроков игры на балалайке.
Императрица Александра Феодоровна не только всячески поощряла музыкальное увлечение сына, но и включила в январе 1917 г. уроки игры на балалайке, два часа в неделю, в расписание занятий Цесаревича. Эти занятия так и не начались, поскольку в конце февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, закончившиеся отречением Николая II 2 марта 1917 г. Несмотря на все эти драматические события, Алексей не оставил увлечения балалайкой, и в списке вещей, взятых в августе 1917 г. Императорской Семьей в Тобольск, значились и две балалайки.
Игорь ЗИМИН
Газета «Санкт-Петербургские Ведомости» № 025, от 12 февраля 2010г.