Мальчики Герман и Альберт в зеркале педагогики

Aug 09, 2017 07:00

Жарко сегодня. Даже очень. По поляне бегает черная курица, а за ней, спотыкаясь, стараясь изо всех сил не отстать, маленький черный цыпленок. Вообще-то цыплят у курицы трое. Но бегает за матерью только один.

Смотрю по сторонам: где же еще два? Вот они - под кустом смородины, в теньке от жары спрятались. А курица в поисках неведомо чего нарезает круги по участку, за ней поспешает на тонких ножках похожий на ожившую кляксу малыш. Ему трудно: ножки подкашиваются, он в панике взмахивает крошечными крылышками, чтобы удержать равновесие, и время от времени очень смешно плюхается на попу. Но снова встает и мчится за матерью.



И вот как это можно объяснить? Почему двое отдыхают под кустом, а третий боится выпустить мать из поля зрения? Кто из них прав? Может, двое под кустом более самостоятельные и умные? Они понимают, что бегать на жаре не полезно для цыплячьего здоровья. А может, лучше поступает третий малыш? Он под охраной мамы-курицы. Не спуская с нее круглых блестящих глаз, он учится, как правильно заниматься поисками съестного, как мелодично кудахтать и пушить перья?
Почему дети одного семейства такие разные? Ведь у них одна мать, один курятник, одна полянка и даже цвет перьев одинаковый - черный.

Вот у моей бабушки тоже было трое цыплят, - ой, то есть ребят. И сказать, что они разные, значит - ничего не сказать.
Например, мамин родной брат - известный физик-теоретик. А мамуля моя, благодаря братцу, конечно, еще помнит, что есть такая наука - физика, но этим и исчерпываются ее физические познания.

Примерно так же у мамы и с другими техническими дисциплинами.

Или еще. Мамуля моя всю жизнь надышаться не могла на своих многочисленных родственников, а брат ее делал вид, что он - сирота. В конце концов он понял, что делать это удобнее на расстоянии, и уехал навсегда в Америку.

Родственные связи никогда не были для него приоритетны. Помню, давным-давно мамуля попросила братика познакомить меня с каким-нибудь талантливым физиком с целью создания новой ячейки общества. Так братик от возмущения даже чаем поперхнулся: "Ты чего, - нежно так, по-братски, сказал он моей мамуле, - сбрендила?! Таких дур, как твоя, косой коси, а хороших физиков раз-два и обчелся! Буду я их от науки отрывать!"

Так и не удалось мне стать физической музой!

Короче, такие они разные с братаном были, что все детство дрались без остановки. Их противоречия еще явственнее проявлялись, когда они жили под одной крышей. Например, в свои нежные восемнадцать лет мамуля бегала за братиком с кастрюлей кипящего борща, который, видимо, ей показался самым веским аргументом в состоявшемся споре. В результате братик оказался на лестничной площадке в одних труселях. В таком виде ему и пришлось дожидаться родителей с работы.

И мы с моей наироднейшей сестрой практически антиподы. Она такая - эге-ге-ге-ге! - а я такая - ой-ай-ой!

Ладно, в истории есть и более показательные примеры.

Знаете ли вы, что брат Германа Геринга, фельдмаршала и официального наследника Гитлера, - Альберт Геринг, был убежденным антифашистом, участвовал в Сопротивлении и спас от нацистского режима многих людей?

Герман был страшным антисемитом, а его родной брат в Вене, увидев, как немецкие солдаты заставляют пожилых еврейских женщин на коленях отмывать мостовую, быстрым шагом подошел к несчастным, выхватил у одной из них тряпку и стал сам на коленях драить проезжую часть.

Альберт дерзко вывез из концлагеря Терезин несколько грузовиков заключенных, прикрываясь громким именем брата.

И не надо думать, что он ничем не рисковал. Несколько раз сам шеф гестапо подписывал ордер на его арест.

А ведь эти два немецких мальчика, Герман и Альберт, выросли в одной семье, у них общие мама и папа. Их одинаково кормили, одевали и учили. Они слушали одни и те же песни и сказки. Почему же они такие разные?

Получается, что есть в человеке нечто, на что невозможно воздействовать, и это нечто заложено от рождения?

А как же многочисленные педагогические теории об искоренении любых пороков путем вдумчивого воспитания и медицинские исследования, касающиеся наследственности?

Получается, что, воспитывая малыша, мы все равно никак не влияем на его глубинную личностную основу?

Да что там говорить! Даже одни и те же педагогические приемы по-разному воспринимаются каждым. Одному ребенку показана разумная строгость, а другой впадает в транс, если на него сурово взглянешь.

Я знала семьи, в которых детей рано приучали к самостоятельности. И некоторые из этих детей, которым сейчас под тридцать, до сих пор сидят на шее родителей.

Знала я и родителей-пофигистов, которым легче было самим одеть - умыть - убрать, чем ждать подобного от детки. И некоторые из этих детей работать пошли очень рано и сейчас вполне состоявшиеся во всех отношениях люди.

Получается, что мы можем дать детям очень немногое? Или многое? А как же тогда мальчики Герман и Альберт?


Альберт


Герман

Из прошлого

Previous post Next post
Up