Семьи всякие нужны, семьи всякие важны?

Mar 21, 2012 02:55


Дали вот мне задание подготовить интервью и статьи на общую тему  «семья христианская и семья языческая». Ну, думаю, это будет нетрудно. В конце концов,  я немало лет прожила с мужем в семье языческой, а после венчания, надеюсь, мы пытаемся двигаться в направлении «семья христианская». Правда, не очень получается. Однако за это время познакомились с людьми, у которых  большой опыт, на мой взгляд, проживания в христианской семье. Так, настоятель нашего Спасского храма отец  Дионисий с матушкой Антониной - к своим тридцати годам родители уже пяти детей, с ними при храме живет и мама отца Дионисия и бабушка. Настоящая патриархальная семья, которая каким-то удивительным для меня образом каждого прихожанина заставляет себя чувствовать своей частью. Мы все родные. Когда батюшка сломал перед Рождеством на стройке ногу, перелом оказался очень тяжелым - открытый, ногу собирали по кусочкам. Весь приход в горести замер: «Ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы». Так мы себя и чувствовали, овцами этими. Близятся Рождественские дни, а Настоятель в больнице - операция. И вот Рождественская служба. Надеемся, может, хоть на кресле принесут в храм батюшку, как без него?  Нет, не видно. Конечно, врачи не отпустили. И все-таки Праздник, служба начинается, все внимание к Царским вратам. Они открываются - а там отец Дионисий, бледный, похудевший, на костылях. С двух сторон его поддерживают наши батюшки. Но он служит всю Литургию. Прихожане ликуют, рыдая, или рыдают, ликуя, понять и описать, что происходит, -- невозможно.  Мне кажется, никто не присел во время службы, никто не разговаривал, все в едином порыве, не отрываясь, молились, потому что молился с нами Настоятель, и мы видели, чего ему стоит эта молитва, и мы видели, что нет для него ничего дороже этой молитвы. А рядом со мной стояла Матушка Тоня, всего несколько дней осталось до рождения ее пятого ребенка,   спокойная, красивая и нежная, как всегда, только чуть более напряженная, она смотрела на мужа. Муж молился. И мне подумалось, что христианская семья -- это когда ты любишь человека во Христе и смотришь на него, видя перед собой Христа.

Но это только внешнее впечатление, не знание, не обобщение. Надо академичнее, без эмоций. Батюшка Дионисий тоже против эмоций. Когда мы после службы все заплаканные его окружили, он так любовно вопросил нас: «Что, к бинтам приложиться желаете?» И все стало просто и радостно. Так что лучше обратимся к определениям. В Википедии читаем:  «Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самопроизводстве». Не очень, конечно, понятно, но не беда, попробуем  разобраться. Студентов всегда учу разбивать определения на части. Итак, часть первая - организованная социальная группа. Как-то не впечатляет. Под это определение и организованная преступная группировка подходит. Мысли мои устремляются в этом направлении. А чем, собственно, семья не преступная группировка? Иногда стая шальных детей или нетрезвых взрослых, явно связанных родственными отношениями, налетит на тебя, снесет с тротуара, впечатает в стену и несется себе дальше, эдакая сама себе ячейка. А еще хуже, если станешь, например, невольным свидетелем разборок вот в такой группировке. Тогда остается только радоваться, что ношение огнестрельного оружия не всем разрешено, не Америка, чай.

А ведь 80 процентов людей в нашей стране позиционируют себя как христиане. Значит, по закону чисел, и эти семьи христианские? Все-все, хватит.  Переходим к следующей части определения - члены которой связаны общностью быта. Ну-ну, а жильцы коммунальных квартир связаны общностью быта? Конечно, в определенной степени. Являются ли они семьей? Конечно, нет. Идем дальше -связаны…  моральной ответственностью. Здесь похоже на правду. Однако, хоть мораль и очень широкое понятие, в него не входит, несмотря на его ширину, такая мелочь, как любовь. А о самопроизводстве и рассуждать как-то не хочется. Тем более что немногие из молодых напрямую связывают его с семьей. Сейчас в моде какая-то бесконечная легкость и изящность отношений: «Если твой парень не грубит, не играет в компьютерные игры, не хамит  тебе, то потыкай его шваброй, похоже, он сдох!» -- это из статьи об отношениях между мужчиной и женщиной в журнале «Огонек» за  29 апреля 2012 года.

Нет, необходимо иное толкование. Посмотрим у Даля:  «Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении  --  родители с детьми».

Это уже как-то душевнее. Хотя для некоторых родственники, живущие далеко, и есть истинные родственники, а те, что под боком, - ложные. И надо сказать, что большое количество пословиц о семье в Словаре Даля эту мысль подтверждают:  Семья воюет, а один горюет. В семье не без урода.  Семейный горшок всегда кипит…  и тому подобное. Нет правды в словарях, многие знания - многия печали. Лучше обратимся за помощью к практикам семейной жизни.

У отца Дионисия очень люблю спрашивать обо всем. Он, пока отвечает - долго, обстоятельно, с примерами и цитатами из святых отцов, - и супу тебе нальет, и пирожок под руку подпихнет. И сидишь ты такой накормленный пищей духовной, и хорошо тебе. Так вот и спрашиваю я у батюшки, а вот есть, скажем, разница между семьей христианской и языческой? Отец Дионисий помолчал и говорит: «Бог создал Адама и Еву. Всякая семья от Бога». И замолчал. Чаю, правда, налил. Вот сижу я, чай кушаю и думаю: «А прав батюшка». Вот мои мама с папой в церковь не ходили, посты не соблюдали, о христианстве не читали. Папа так и вовсе некрещеным 84 года прожил. А семья какая была! Когда я училась классе в третьем, подружка моя закадычная Танька сказала: «Я вот больше всего боюсь, что мои родители разведутся. А ты?» Я потеряла дар речи. Такая мысль казалась мне настолько абсурдной, что мне не страшно даже, а смешно было думать в этом направлении. Папа и мама…  Их удивительная любовь длинною почти в полвека не оставляла ни у кого, кто их знал, сомнений в том, что любовь настоящая, жертвенная, прекрасная,  мужа к жене и жены к мужу существует не только в книгах.

Я -- к отцу Александру (Храм Андрея Рублева) со своими сомнениями. А он мне: «Если семья живет по заповедям, в ней незримо присутствует Христос и она все равно придет к Христу». А прав батюшка! Мой папа крестился  в 84 года, и способствовала этому не в малой степени мамина любовь,  мамочка к этому времени уже начала ходить в храм и переживала за папу.

Видя, как путаюсь я в определениях, растекаюсь подобием мысли по подобию  древа, отец Александр опять пришел на помощь и на очередном собрании прихода в Раменках задал тему для обсуждения «Семья языческая и христианская. Патриархальная семья». И такое это было хорошее обсуждения, от сердца, от опыта своего. Говорили о том, что семья - это служение, о том, что муж должен быть готов умереть за жену, как Христос за Церковь. Были и чудесные рассказы и мудрые наблюдения, как то: в языческой семье муж все больше телевизор смотрит, а в христианской -- на жену, телевизор-то не очень благословляется; в языческой семье муж только жену боится, а в христианской -- Бога. А это надежнее как-то для семьи.

И совсем я уже все поняла, но  решила напоследок у матушки Тони спросить, что же такое за явление христианская семья, а она мне говорит: «Ну, это очень просто. Христианская семья - это когда муж - тиран, а жена - раб послушный». И побежала себе вприпрыжку . Именно побежала, улыбаясь и кивая озадаченному мужу, который вместе со мной переваривал услышанное.  Так рухнула моя последняя надежда написать этот материал. Прошу прощения у всех, кто на меня надеялся, уползаю в тень. Но думаю, что повод для обсуждения все-таки обозначен?   

Семья

Previous post Next post
Up