Финская школа - недосягаемая мечта россиян

Feb 22, 2016 19:01

Нашей школе до финской - как от земли до неба!
Почему? - спросите вы. У нас же столько денег вбухивается в образование: интерактивные доски, компьютеризация даже сельских школ, камеры слежения на ЕГЭ! Учись - не хочу!

Вот и не хотят! Не хотят наши дети больше так учиться!

Потому что никому в мире давным-давно не нужны бездумно заученные формулы и цитаты из классики, палочная система приобщения ребёнка к миру знаний, убийственный частокол тестов, через который ни одна мысль и идея живыми не переползут.

Мы лишаем своих детей будущего сами, забывая о главном принципе обучения: учеба - это подготовка к самостоятельной успешной жизни. Нужны вам в жизни хороводы бесконечных выученных наизусть формул, километры вызубренных стихов, тонны заполненных тестов? То-то.

А вот "финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни.
Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем".

Сегодня меня прибавила в друзья мама, ребёнок которой учится в финской школе (http://vikisne.livejournal.com/9055.html), и вот что она говорит о том, как устроен процесс обучения в Финляндии:

"В стране принята 10-балльная система оценок, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает (!). Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят".

Ничего, да? А вот наши школы за результаты ЕГЭ отвечают как на страшном суде. От этих надутых в разных местах результатов зависит их финансирование, рейтинг и ещё хрен знает что. Отсюда истерия вокруг тестов и абсолютное равнодушие к самому ребёнку. У нас не тест для ученика, а ученик для тестов. Тест - всему голова!

В финской школе дети "необязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут".

На диванчике, в носочках, удобной одежде! И надо же: учатся, слушаются, свежим воздухом дышат, а не торчат в душном классе, согнувшись в три погибели часами. Как маленький живой человек может вырасти здоровым в условиях скрюченной ежедневной неволи? Никак. А и нет у нас уже практически здоровых подростков. Школьная каторга отменяет здоровье.

Если бы только здоровье! А свободное время? Многие часы уходят не только на школу, но и на бесконечные домашние задания. Все сети полны стонами родителей маленьких мучеников:

"Опять до ночи делали математику. Сколько клеточек отступать от слова "задача"?! Вчера не так оформили, ребёнок получил "два", долго плакал!"

А в Финляндии практически не задают на дом!
"Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн".

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Вот так! Родители должны дружить с детьми, играть с ними, гулять, а не выполнять роль надсмотрщиков и гувернеров. Здесь родители даже к школе ничего покупать не должны:

"От родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный» - говорят всем.

И даже столь любимых в наших Палестинах понтов и бантов там нет:

"Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил..."

Финских детей берегут, никто не вызывает их к доске на допрос, никто не гремит над ухом:" Опять не выучил?!"

"Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно".

И с питанием в школах все хорошо:

"На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Много ещё всякого в записи этой мамы. Кстати, самой ей не все нравится, не все понятно:

"Что непонятно лично мне - так это система уравнивания детей. Это конечно прекрасно, что класс не делится на группы - "эти умнички, эти дебилы, эти лентяи" как в свое время было у меня в советской школе.  Все равны, и даже если ученик весь год учится плохо, на него не стявят никакие ярлыки. Если он завтра возьмется за ум, то все пойдет как нужно и ему не будут автоматом ставить тройки. Не знаю как на сегодняшний день обстоят дела в российских школах - но мне в свое время в старших классах ставили оценки по накатанной и не всегда заслуженно - то есть если я всегда была "хорошисткой" - то тройки в последний год мне не ставили вовсе, даже при полностью невыученных уроках. Работал имидж "хорошей ученицы".

Но мне, например, и это кажется очень правильным.

Спасибо этой маме за информацию.

И ещё раз повторю: финское образование признано лучшим в мире!

"Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике.Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами".

А как все просто: не издевайся над маленьким человеком, не истязай его, не грузи сверх меры. Так мало и так много! Счастливое финское детство.

А в качестве эпилога цитата:

"И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола",

- «Преобразуем школу» (Transformons l'école, 1920)
Адольф Ферьер (Adolphe Ferrière; 1879-1960) - швейцарский педагог.

Школа

Previous post Next post
Up