Школа умерла - никто не заметил

Jun 05, 2015 15:36

Так называется прекрасное и содержательное интервью с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.http://www.pravmir.ru/privalov-shkolyi-bolshe-net-vozroditsya-li-shkola/#ixzz3cBhnSRAm

В этом интервью есть все то, что люди, которые учат своих детей в школах, просто ОБЯЗАНЫ знать. Чтобы потом не было вот таких печальных историй, которые я наблюдаю каждый год: ребенок закончил благополучно школу, поступил в институт и с трудом читает и считает, абсолютно не в состоянии определить главную мысль текста из нескольких предложений. И это все здоровые дети из нормальных московских семей!

Их просишь прочитать вслух небольшой отрывочек - читают по практически по слогам. Пишут под диктовку - ломаются на шестом предложении - не успевают, не могут.
Я видела, к чему все идет, еще много лет назад. Поэтому старшего сына забрала из школы после третьего класса. Младший совсем не ходил в школу. Об этом я рассказывала и здесь, в журнале, и в интервью журналу Slon (http://slon.ru/russia/nas_lishayut_prava_vospityvat_detey_a_dalshe_budut_pryamo_v_roddome_otnimat_-1017664.xhtml)

Кто не любит читать, может посмотреть короткий сюжет о семейном образовании, в котором присутствует вся моя семья: http://nikolaeva.livejournal.com/119098.html

Но я не считаю, что семейное образование - единственный выход. Напротив, абсолютно уверена, что школа - одна из важнейших основ каждого государства, один из самых нужных этапов взросления каждого человека.
Именно поэтому я очень рада, что о проблемах школы стали говорить так здраво, честно и компетентно.

Для тех, кто не имеет возможности прочитать большую статью по ссылке, краткие тезисы:

- школу реформируют уже лет пятнадцать - это немыслимо долго, но результатов нет. То есть нет позитивных результатов; налицо ощутимая деградация;

- вся суть реформы образования заключается в том, что, по мнению ее творцов, образование у нас было чрезмерно роскошно, не к нашему рылу корытце;

- образование нам нужно иметь поскромнее. Очень компактное высшее: несколько хороших университетов. Квазиучителей для квазишкол будем лепить в педагогических техникумах, которые называются бакалавриаты. Квазиинженеров для смахивания пыли с импортного оборудования будем учить в инженерных колледжах, которые тоже будем звать бакалавриатами. Понадобятся серьезные специалисты, на самом деле серьезные, - или выпишем из-за рубежа, или за рубежом обучим.

- чего стоят наши выпускники на деле, показал прошлый год. Он был знаменит так называемым «честным ЕГЭ». Забавно: до прошлого года нам не говорили, что ЕГЭ не честный. Наоборот, всячески убеждали нас, что он страшно объективный. А в прошлом году сделали «честный», потратив на него вчетверо больше денег, чем на обычный. Честность - она ведь недешевая вещь.
Получилось все довольно странно, потому что пришлось задним числом занижать заранее установленные рубежи удовлетворительных оценок по обязательным предметам - по русскому и математике. Иначе, как поговаривают, до четверти выпускников школы не получили бы аттестатов.
Что в итоге получилось, проще объяснять на математике, но в русском языке было то же самое. Для того чтобы получить то, что стали называть тройкой, человек должен был за четыре часа решить три примера (лучше, конечно, больше, но трех было достаточно) такого уровня: «Сколько сырков по 16 рублей можно купить на 100 рублей?» Человек, правильно ответивший на три вопроса такого качества, получал аттестат об успешном окончании общеобразовательной средней школы.
Не то беда, что выяснилось: людей, которые даже через этот барьер не перелезают, была четверть. Это ладно - печально, но, по-видимому, неизбежно. Но беда в том, что существенно больше, чем это позорище, знают всего 20%. Существенно лучшие результаты, чем такая вот тройка, показало только 20% выпускников. Это, конечно, катастрофа;

- я учительский сын, хорошо помню матушкины беды и радости, и могу с уверенностью сказать: чиновничий гнет, давивший на учителя в советское время - это жалкие полпроцента от того, что устроили сейчас;

- школа - вещь немыслимо важная, такая же нациеобразующая вещь, как охраняемые границы, армия и валюта. Без них нет нации - и без школы нет нации. Школа, на мой взгляд, очевидно развалена. Почему нет воплей, почему по улицам не бегают испуганные толпы?

- человек интересуется школой ровно последние три года обучения его младенца. Какая у ребёнка школа до этого, среднестатистическому родителю почти не важно: какая есть, такая есть. А в последние три года всякому становится очень интересно: хорошо ли учат, поступит ли?

- до сих пор есть довольно много школ, которые выглядят хорошими; некоторые даже являются хорошими, но, в основном, выглядят за счет сохранившейся группы высокого уровня учителей - и за счет репетиторов.

- дитё остается одаренным и мотивированным, только пока общается с одаренными и мотивированными сверстниками. Когда оно находится в школе, в которой преобладают менее одаренные и мотивированные дети, оно получает два раза по шее за то, что «ботаник», и перестает быть одаренным и мотивированным.

- отсюда следует, что перемены невозможны, пока не будут уволены - пусть даже с почетом, в лавровых венках с головы до пят! - все эти реформаторы: Фурсенко, Кузьминов, Ливанов со всеми их ставленниками.

- ЕГЭ был хуже, чем преступлением, - он был ошибкой. ЕГЭ в нынешнем виде надо отменить. Надо вернуть школе самостоятельность и, в частности, обязательные выпускные экзамены по основным предметам. Это нельзя сделать, не уволив всех его организаторов, потому что именно внедрением ЕГЭ они оправдывают свое существование все пятнадцать лет.

- покуда школой не озаботится общество - родители, учителя, дети, чтобы защитить свое право получать не ошметки, а образование, школа так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов.

Я очень со многим здесь согласна. А вы?

Школа, ЕГЭ, Семейное обучение

Previous post Next post
Up