ЕГЭ - есть ли границы нравственного компромисса?

Jun 10, 2019 03:00

Недавно говорили с вами о том, что иногда случается в пунктах проведения ЕГЭ - https://nikolaeva.livejournal.com/1190826.html.

Но самые главные вопросы - это, конечно, содержательная часть государственного экзамена и то, какие навыки он должен развивать у старшеклассников. Первый вопрос - тема отдельного текста, а вот про навыки...

Это, вне всякого сомнения, навык списывания. Мы все были свидетелями неоднократных утечек КИМов в сеть за последние годы. Вот свежая запись в ФБ за июнь 2019 года, педагоги говорят о внезапном моментальном приросте отличников в 9 классе.



Или вот что, очень интересное, выложил преподаватель, который занимается репетиторством.



Вы по-прежнему уверены, что на экзамене "невозможно списать"?

И ещё, конечно, важнейший навык воспитывается при подготовке к этим экзаменам - необходимость всегда следовать шаблону, не отступать от него ни на шаг. Когда экзаменационное сочинение становится набором вызубренных фраз, а все абзацы выстроены в единой нерушимой последовательности, очень трудно назвать это сочинением.
Вот весьма показательный пост экзаменатора по русскому языку на эту тему:

Инна Штейнфер

"Сочинения ЕГЭ. Текст по Паустовскому, горячо мною любимому, о красоте мира, о том, что шедевры - это не только выдающиеся произведения искусства, но и каждое творение природы... Дети изо всех сил стараются соответствовать формату. Пишущие - они видны сразу, конечно, - практически не испытывают трудностей, непишущие (а таких большинство) пытаются угадать, что от них хотят, и выполнить в точности. Всё-таки каждый балл на счету.
И вдруг читаю что-то вроде "Вы понимаете, почему каждый год на едином государственном экзамене выпускникам дают для размышления нелепые, а иногда и глупые тексты, которые не имеют отношения к тому, что нас по-настоящему волнует? Проблема нашего образования в том, что оно безнадёжно устарело. И никто не собирается ничего менять. Почему бы не предложить действительно насущные проблемы: взаимоотношений, вреда алкоголизма, как предотвратить суициды. Вот сейчас все выпускники страны вынуждены размышлять о клике журавлей, а между тем каждые 15 минут в мире происходит самоубийство, и большинству из этих людей от 14 до 20 лет... А мы о том, шедевр ли кленовый листочек..." И так далее. А в заключении примерно так: "Я прекрасно знаю, что получу за это сочинение ноль баллов, но, мне кажется, это лучше, чем получить 100 за гладкий текст о том, что тебя совершенно не волнует". Ноль баллов даже формально не получился, всё-таки по сочинению понятно, какой текст был у девочки, написано хорошим языком, ошибок почти нет. Но вот вопрос - что это? Почему выпускница фактически пожертвовала огромным количеством баллов? Эпатаж? Вряд ли, эпатаж хорош и достигает цели, когда исполнитель известен и на виду, а это обезличенная работа. Крик души? Гражданская позиция? Но если её можно проявить лишь так, фактически жертвуя успешностью, возможно, получением аттестата (неизвестно же, что там в тестовой части), поступлением в вуз и без гарантии быть услышанной, то значит, в школе совсем нет такой возможности. Неужели мы до сих пор хотим слышать только то, что хотим слышать?" - https://www.facebook.com/uchilkaya?fref=search&__tn__=%2Cd%2CP-R&eid=ARDhlFjzsgml8whR3Y46ZgwOqQKYXRUaKXkUtXfjBYpqLfwTP5U6tGClyIeXFH0x1qRtI8TYDJPJfNqf#

Человек жертвует баллами для того, чтобы написать действительно то, что считает важным. Где же проходят границы нравственного компромисса: позволить организаторам ЕГЭ в школе наблюдать за тобой в туалете, выполнять механически и тупо так называемы "творческие задания"? Усвоить на всю жизнь, что экзамен - это не вполне честная игра? Кого мы воспитываем, для чего все это? Нет ответа.

Зато сейчас, получив приличные баллы, бывшие школьники устремляются в университет: но им, конечно, нужен репетитор "для поступления университета".



Школа, ЕГЭ

Previous post Next post
Up