Фото: анонимная читательница E1.RU
"Они что, безбожники?"- так сначала отреагировал президент на вопрос о скандале вокруг проекта строительства храма в Екатеринбурге.
И эта реплика меня, надо признаться, порадовала. Стало ясно, что Путин - человек православный не только по факту крещения.
Потому что именно такой будет первая реакция у любого человека, который ходит в храм, причащается и считает себя человеком верующим. Как можно препятствовать строительству храма?!
Тем более рядом с тем местом, где был разрушен некогда старинный храм города, храм Святой Екатерины. Это православный храм, сооруженный при основании города в 1723 году. Это храм, который был когда-то сердцем города. А в 1930 году его разрушили. Казалось бы, это наш исторический долг - вернуть потомкам то, что у них отняли большевики.
Однако тут необходимо внести несколько уточнений, которые меняют картину происходящего.
Первое: место не совсем то, не историческое.
Второе: храм Св. Екатерины, который собираются строить, проектировался как часть многофункционального центра (МФЦ) River Youse с жильем, офисами, фитнес-центром и подземным паркингом,как следует из материалов общественного обсуждения проекта планировки одного из центральных кварталов в Екатеринбурге. И для реализации этого проекта придётся что-то решать с другими историческими зданиями в этом месте:
Третье: Экологи серьезных научных институтов предупреждают о печальных последствиях этого строительства.
Сторонники строительства утверждают, что все экологические экспертизы проплачены и указывают на то, что выдвигалось уже несколько проектов строительства собора, но все они были отклонены по разным соображениям. Здесь усматривают теорию заговора, но пока неясно, кого против кого.
Возможно, речь о том, что ранее геофизик УрО РАН Анатолий Юрков дал предельно неблагоприятный прогноз для возможности стройки в этом месте: по его словам, здесь недалеко расположено метро, а бухта у "Космоса" - это нестабильное место, где сходятся два георазлома - по руслам рек Мельковки и Исети. И о том, как отреагировали ученые в 2017 году на идею строить храм на искусственном острове.
Эксперты Института экологии растений и животных УрО РАН о последствиях строительства искусственного острова на Городском пруду под храм Святой Екатерины:
Протестующих и защищающих поливают грязью оппоненты с одинаковым рвением на разных площадках. В глазах одних те, кто против строительства храма, жидконогие букашечки-хипстеры, латентные гомики и потенциальные извращенцы.
Другой лагерь постит крупные физиономии людей в татуировках, называя их качками-титушками и наемными убийцами.
Измученные украинским нарзаном майданом в ужасе указывают на скачущую возле стройки молодежь, особо отмечая, что факт подпрыгивания на месте в наше время - вернейший симптом грядущего апокалипсиса и развала государственности.
Идёт пятый день противостояния, несмотря на то, что после вмешательства президента строительство в сквере остановили.
Фото: Антон Подрезов. Место преткновения
И это нарастающее противостояние приобретает уже опасные, недопустимые формы.
Вчера люди в балаклавах закидали дымовыми шашками резиденцию Патриарха Кирилла в Чистом переулке.
Они же вывесили растяжку «Извинись за Екб».
Какой здесь должен быть вывод? Наверное, самый банальный: надо не допускать подобных конфликтных ситуаций, учиться вести диалог с людьми. С самыми разными людьми, верующими, атеистами, экологами и пофигистами. Не обмениваться сразу характеристиками и диагнозами, а спрашивать и отвечать. Прежде всего этому должны научиться власти! Почему потребовалось вмешательство Путина и его слова о необходимости выслушать мнение жителей города, для того чтобы была предпринята попытка решить проблему мирным путём?
Другое дело, что, как мне кажется, эта попытка состоялась слишком поздно: репутации РПЦ нанесён серьёзный урон. И если о беззаветных тружениках, волонтёрах и просветителях, работающих от имени нашей церкви, светские издания пишут крайне редко (вообще не пишут), то о желании навязать храм жителям города слышала уже вся страна. Информационная война в этом случае проиграна. Можно ещё что-то исправить? Думаю, да. Но для этого все должны услышать друг друга.