Наша любимая Фрося Бурлакова...
Она была удивительная, таких больше нет и не будет. В каждом ее движении - жизнь. А вот ей самой этой жизни досталось немного. И очень, надо сказать, трудной жизни.
Обладательница фантастической силы и красоты голоса, она мечтала только о кино. Поступила не сразу, но все же оказалась во ВГИКе. Её талант невозможно было не заметить. Екатерину Савинову, тогда ещё студентку, пригласили во МХАТ, она отказалась: кино, только кино!
И все состоялось. Началась её кинобиография превосходно - 22-летнюю студентку ВГИКа взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев, всемогущий глава «Мосфильма». Она сыграла Любочку, подругу главной героини (Клары Лучко): солнечная белозубая улыбка, пухлые губы и прелестные ямочки на щеках в обрамлении натуральных белокурых волос. А голос! «Ой, цветёт калина!» - запела тогда вся страна.
Но Пырьев был известен не только режиссёрским талантом, но и слабостью к красивым молодым актрисам. Весёлая, заводная, жизнерадостная красавица Катя приглянулась классику. А она в жизни была такая же, как и на экране, - бесстрашная и очень чистая душой. Она отвесила распустившему руки гению оплеуху.
И эта оплеуха дорого ей аукнулась. 1950-го по 1963-й (год выхода «Приходите завтра») актриса практически не снималась.
Тогда она окончила Гнесинское училище, у нее были замечательные вокальные данные: три с половиной октавы. Ей предлагали выступать с оркестром Большого театра, однако она отказалась.
Фильм «Приходите завтра» стал для Савиновой долгожданным подарком. Но и его выход на экран сопровождали трудности. Чтобы обойти запрет Пырьева, Ташков снимал не на «Мосфильме», а на Одесской киностудии. Но когда треть картины была отснята, из Москвы явилась в Одессу комиссия из двух влиятельных критиков и чиновника Министерства кинематографии. «Безобразие! Закрыть! Актриса - бездарность!» - был их вердикт. Но деньги-то потрачены, и продолжение пришлось разрешить. А ещё в начале съёмок, в сентябре 1961-го, случилась беда: Савинова заболела. Никто не знал, что снималась она с постоянно высокой температурой.
Однажды актрисе стало настолько плохо, что вызвали «скорую». Долго не могли поставить диагноз, думали - простуда, но выяснилось, что у нее тяжелейшее заболевание - бруцеллез. Врачи запретили ей работать, и съемки пришлось прервать на год. Инфекция затронула центральную нервную систему и мозг, Екатерина всю оставшуюся жизнь принимала кучу таблеток несколько раз в день - их горсть не умещалась в ладони, подолгу лежала в клиниках, страшных клиниках.
Фильм, вышедший на экраны в начале 1963 года, имел оглушительный успех. Меньше чем за год его посмотрели 15,4 млн человек. Савинова получила приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале и звание заслуженной артистки РСФСР. В 1964 г. сыграла кухарку Матрёну в «Женитьбе Бальзаминова». А дальше...
Дальше была тяжёлая борьба за жизнь. Катя боялась, что может заразить своего единственного и обожаемого сына и старалась держаться от него подальше, боялась близко подходить. Какая же это мука для любящей мамы! Представить невозможно.
Она была религиозным человеком, часто ездила в Троице-Сергиеву лавру, ее сын вспоминал в интервью: "При маминой жизни я случайно обнаружил, что у меня в школьной форме зашит крестик: это мама его зашила..."
Приступы становились все чаще, сознание оставляло ее. И тогда она ушла...
Перед уходом она вымыла полы, прибралась в квартире. Написала письмо: «Простите меня. Особенно Андрей (сыну было 13 лет). Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
На станции, 25 апреля 1970 года шагнула она между вагонами поезда, подходящего к перрону вокзала.
Священник,к которому обратился муж актрисы, изучив все обстоятельства смерти, разрешил отпеть рабу Божью Екатерину.
Прекрасную актрису и очень настрадавшуюся женщину.
Click to view