Попробую-ка всё-таки взяться за давно задуманные рассказы по мотивам истории моей любимой земли. Сразу приходит на ум цитата из книги Джерома "Трое на четырёх колёсах":
Я хочу предупредить читателя обо всех недостатках моей книги. Я не хочу, чтобы за нее принимались с надеждами, которым суждено разбиться. Я не хочу никаких недоразумений. Из моей книжки никто не извлечет никакой пользы.
То есть, если вам интересно действительно расширить свой кругозор историей маленькой славянской страны, впихнутой прямо в серединку Европы, то стоит почитать что-то менее субъективное и более академическое. I'm doing it for lulz, в общем. Ну, и чешский прокачивается по пути.
Писать об истории исключительно какой-либо одной центрально-европейской страны очень сложно, так как благодаря династическим бракам, кривущим родственным наследованиям, которые ёмко описываются идиомой "седьмая вода на киселе", войнам, революциям и другим увлекательным процессам границы на протяжении почти полутора тысяч лет были зыбки и нельзя просто так взять и написать про историю какого-то государства, не затрагивая постоянно его соседей. Но я попробую.
Итак, славяне на землях Чехии и Моравии появились около 6-го века н.э. До них тут жили кельты, германцы, римляне и т.д. Но гунны, сбежавшие из Китая, взбудоражили границы Римской Империи и привели в движение население. Плюс несколько исключительно холодных лет опустошили Центральную Европу. Так что приходить было куда.
Этот процесс описан в XII веке Козьмой Пражским в его "Чешской хронике" в легенде о праотце Чехе. Вёл-вёл праотец Чех свой народ, привёл его на гору Ржип. Гора действительно существует, находится слева от Теплицкой трассы, если ехать в сторону Дрездена, на полпути между Прагой и границей. Торчит себе одна посреди равнины. Произведя беглый осмотр открывшегося вида, патриарх зафанател и решил прервать свои странствия. Я так понимаю, что праотец, если он вообще существовал, привёл достаточно малочисленную группу народа, одну из многих, заселивших тогда территорию нынешней Чехии. Кроме, собственно, чехов тут поселилась куча других племенных союзов: литомержичи, лемузы, зличане, пшоване, хорваты, мораване и т.п., более 15 наименований. Местного населения к тому времени было крайне мало и пришельцы его быстренько ассимилировали.
Когда все более или менее угнездились на новом месте, а окружающие народы оклемались от встряски, вызванной голодом и гуннами, у них начались обычные для тех времён выяснения отношений между собой, потом их завоевали авары, которые правили чешскими племенами некоторое время. После того, как завоеватели были ослаблены несколькими неудачными походами местные их скинули и на месте славянских провинций Аварской империи, в десятых годах седьмого века некий франк Само основал одноимённое государство, просуществовавшее пару-тройку десятков лет. Распалось оно без внешней помощи со смертью его основателя и территории были опять частично или полностью завоёваны аварами.
Козьма Пражский, однако, ни про каких аваров и Само нам не написал, а написал про князя Крока. Чеху он родствеником не приходился, а был просто богатым и уважаемым землевладельцем. После смерти праотца чехи жили простой счастливой жизнью, не бухали, так как не знали алкоголя, всё было общее, семейных связей не существовало. Хиппи, короче. Постепенно они стали подлеть, изобрели частную собственность и, чтобы на этой почве друг друга не поубивать, выбрали себе правителя. В целом, Крок - такой чешский Хамурапи. Франтишек Палацкий, например, отождествляет его с Само. Кроку приписывают первый местный свод законов, приведение центральной Чехии в цветущий вид и то, что он был отцом трёх дочерей-колдуний Кази, Теты и Либуше. О последней я ещё напишу.
И это был первый из рассказов о Чехии.