Ещё чуть ли не со школьного учебника мне казалась странной в русской истории одна вещь.
Первые полтора века русская история крутится вокруг Византии. Основным деянием каждого князя является то, как он взаимодействовал с Царьградом. Походы на Византию, посольства, договора. Так дело доходит до Владимира, который принимает крещение из Византии. Тут казалось бы взаимодействие должно начаться вообще по полной. Но происходит обратное, Византия наоборот сходит со страниц русской летописи.
Недавно снова задумался над этим вопросом и кажется придумал простое объяснение. Дело в том, что первые полтора века русской истории просто напросто списаны из какого византийского источника. Именно поэтому оказывается, что у нас на 150 лет истории всего 6 правителей и все они упоминаются в византийских источниках (не уверен только насчёт Олега, но думаю что на самом деле с ним тоже самое, так как основное чем он отмечается это тем же походом на Царьград).
Вторым краеугольным камнем начальной русской летописи является незыблемость декораций. Обстановка которую застал летописец переносится на 250 лет назад. В представлении летописца во всё известное ему время существования Руси она была в одном и том же территориальном составе, в ней существовали те же города, что и при нём, правила та же славяно-варяжская знать, было то же феодальное устройство что и при нём. Т.е на протяжении всего действа в театре висели те же декорации, а менялись только имена действующих князей.
Т.е. можно представить следующее построение летописи Нестором в начале XII века.
1.Воспоминания и устная традиция. Ближайшие по времени события описаны подробно и точно, дальше становится всё более расплывчато и кратко. Кончается это где-то серединой X века, от которой остаются уже только сказки про сожжения городов воробьями и черпания киселя из колодца.
2.Воспринятие летописцем истории "по-украински". Т.е. также как у украинских историков, какую бы древность они не рассматривали, воспринимается она ими через призму границ и устройства УССР.
3.С применением этого же принципа история была продлена за счёт византийских источников. Т.е. всё просто - где видим слово "русь" значит это про нас. Совершенно так же, как же как украинцы любое слово "украйна" в летописях воспринимают за упоминание их Украины в границах УССР. (На самом деле понятно, что дело не в украинцах, а просто в упрощённом сознании, которое везде одинаково)
4.Получалось уже здорово. Лежащая за окном у Нестора славная Русь существует уже особо не меняясь 250 лет со времён первого упоминания у византийцев. Но возникает один очевидный вопрос. Если какая-то вещь существует не меняясь, то она или существовала вечно или была когда-то создана сразу такой, как она есть. Т.е. для несторовской Руси нужен был отец-основатель. Не знаю откуда Нестор откопал Рюрика. (Лично моё предположение, что это был какой-то легендарный первооснователь для пришедшей в Киев с севера из Новгорода знати. Но может быть и не так.) Ему приписали создание Руси "за шесть дней". Всех известных из византийской летописи правителей объявили его потомками и сыновьями друг друга.
И получилось вообще отлично. Так отлично, что даже через 700 лет Карамзину не пришлось ничего переписывать. Да и даже сейчас 99% историков такая история удовлетворяет. Единственный вопрос, который у всех остаётся, это: "Откуда же исходил Святой Дух Рюрик".