В наиболее известном изложении былины об Илье Муромце действительно странны правильно сохранившиеся географические и исторические детали. По-моему такое невозможно при устной передаче в течение многих поколений. Невозможность этого подтверждается и другими записями былины, где куча переиначиваний в духе действительности XIX века, например вместо "Владимира Красно Солнышко" речь идёт о "царе" и т.п.
Можно было бы предположить, что былина была просто сочинена записывателями народных сказаний. Но, на мой взгляд, есть одно "но". В былине явно описывается действительность XII века. И это бьётся с житием Ильи из Киево-Печерской лавры, которое относится также к XII веку. Записыватели же и исследователи XIX века соотносили князя Владимира из былин с Владимиром Святославичем. Т.е. они делали ошибку, что свидетельствует о том, что они не были авторами.
На мой взгляд, объяснение может быть в том, что былина об Илье Муромце и другие, существовали изначально в записанном виде, т.е. были литературными произведениями. Но литературными произведениями XVI-XVII века. После Петра оказавшимися забытыми и преследуемыми. Если так, то неудивительно, почему в самом чётком виде былины записывались в Олонецкой губернии. Это была удалённая от центра окраина, где было много старообрядцев и где могла сохраниться допетровская литература.
Создавалсь же былина об Илье Муромце, думаю, на основе какого-то сюжета из летописей или других записей XII века. Другие же былины могли создаваться на основе других сюжетов, в т.ч. заграничных. Отсюда былина про "Дюка Степановича" и т.п. Или вообще на основе современных автору сюжетов (см.например
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_(1655)). Объединяет же все былины просто единый стиль. При этом последний пример показывает, что этот стиль был жив и на нём создавались новые произведения по-крайней мере ещё в середине XVII века.