Один из известных сюжетов из истории советского ГУЛАГа - это "воровские войны", разразившиеся в нём в послевоенное время. Когда "блатные" поделились на две чётко обозначенные части, которые начали кровавую борьбу друг с другом. Самое распространённое их объяснение, которое я слышал, мол во время ВОВ многие "блатные" пошли на фронт, то есть пошли на
(
Read more... )
Даже подходящие публикации могу процитировать как подтверждение такой версии.
Как разведчик-фронтовик создал советскую мафию и строил блатных
life.ru/p/1313695
Вор на вора
Эти события, длившиеся несколько лет, вошли в историю как "сучья война".
Предпосылками для её возникновения стали два фактора, очень сильно повлиявшие на послевоенные тюрьмы: принятие в 1947 году указа об уголовной ответственности за хищение имущества и массовый приток в лагеря фронтовиков.
В середине 50-х война пошла на спад. Количество жертв с обеих сторон было велико, но победа осталась за фронтовиками, которых уцелевшие "законники" признали в качестве равных себе, хотя отношения между ними всё равно оставались враждебными.
С началом либерализации законодательства и сокращения количества лагерей осуждённые по уголовным статьям стали выходить на свободу. Однако победа фронтовиков обернулась весьма значительными последствиями и изменила лицо криминального мира.
Лидером новой криминальной революции стал освободившийся разведчик-фронтовик Анатолий Черкасов, к тому моменту известный в криминальном мире как Толик Черкас.
Сотрудничество КГБ с ворами в законе: что это было
bravedefender.ru/sotrudnichestvo-kgb-s-vorami-v-zakone-chto-eto-bylo/
В СССР сотрудничество с ворами в законе шло не только по линии милиции, но и по линии Комитета госбезопасности.
Одной из целей такого взаимодействия было установление контроля над криминальными авторитетами. Но здесь имелась и подоплека - война, развернувшая между МВД и КГБ в начале 1980-х.
По утверждению историка Алексея Мухина, санкционированные контакты сотрудников органов госбезопасности с ворами в законе участились с середины 1980-х годов.
Взаимодействовали как с отмотавшими свой срок авторитетами, так и с находившимися на зоне.
В сфере интересов кагэбешников были практически все главные тюрьмы СССР, в том числе Тулунская (Иркутск), Владимирский централ, колония «Белый лебедь» (Соликамск).
После договора с представителями воровского мира оперативники обычно изымали из архивов все компрометирующие их документы, составляя свою собственную картотеку.
Отныне вор был у них на крючке, становясь идеальным объектом для всяческого манипулирования.
Коллаборация чаще всего носила взаимовыгодный характер: в обмен на помощь Комитет обещал авторитетам послабления.
По мнению исследователей, в той или иной форме с КГБ работали не менее 70% воров в законе.
Комитетчики активно внедряли в зоны группы оперативного контроля, а также вербовали уголовников.
При работе с последними действенным инструментом устрашения стала печально известная колония «Белый лебедь», которая предназначалась преимущественно для воровской элиты. Любое упоминание этого словосочетания повергало преступников в ужас. Они были готовы выполнить что угодно, только бы не оказаться в этом гиблом месте. Правда, на уловки «конторы» велись не все.
Так, в начале 1986 года после одной из бесед с сотрудниками КГБ в своей камере был найден задушенным известный криминальный авторитет Вася Бриллиант. КГБ обвинил администрацию лагеря в отсутствии бдительности, однако по слухам уголовник просто отказался предавать блатные законы, за что и поплатился.
Reply
криминальный мир брался под контроль чекистами
Думаю, он всегда был под их контролем.
Reply
Leave a comment