Применение топонимических наименований в России XVII века

Jul 09, 2021 00:12

Применяемые топонимические названия могут много рассказать о политическом устройстве общества. Яркий пример СССРа с миллионом улиц Ленина, Ленинградами, Ленинабадами, колхозами "Путь к комунизму" и т.п. у всех перед глазами. Но из-за того, что он такой яркий, лично я, например, долго не осознавал, что топонимическая политика существовала всегда и ( Read more... )

исторический бред

Leave a comment

mmnt July 8 2021, 22:45:11 UTC
До переворота никакие села не "основывали". А присваивали новые названия в сельской местности, когда бывшую деревню Пердищево переводили в ранг "села" (т.е. деревни, где есть храм Божий). Оставлять ей "Пердищево" было невместно. Отсюда и "семинарские" названия сел, типа Преображенское или Воздвиженское. Окрестные деревни при этом сохраняли свои исторические названия, типа Язвище или Говнище.

Сравнение с европейской практикой тут не годится. Европейцы называли "новым Йорком" не соседнее Говнище, а пустое место на другом конце света, в процессе колонизации. Но если вы посмотрите внимательно на карту нашего ДВ, там будет множество топонимов из западной части, особенно украинской. Разница разве что в отсутствии традиции называть это "новым". А так для русских ДВ тогда был такой же иной планетой, как для европейцев Америка на век раньше.

Reply

schelkunov July 9 2021, 07:08:49 UTC
Можно вспомнить Ново-Архангельск (Ситка на Аляске) и Ново-Мариинск (теперь Анадырь).

Reply

sevabashirov July 9 2021, 07:34:58 UTC
Новая Мангазея - Туруханск (ныне Старотуруханск)

Reply

mmnt July 9 2021, 11:01:59 UTC
Конечно, такое тоже есть. Но чаще просто дублировали название с исторической родины. Впрочем и в западной традиции есть такое, типа Москвы в Штатах.

Reply

nikola_rus July 9 2021, 18:46:50 UTC
В конце XIX - начале XX века велась обширная сельская колонизация, в ходе которой основывалось множество новых сёл. "Семинарские" названия для них были самыми распространёнными.

Reply

mmnt July 9 2021, 18:56:32 UTC
Они давались именно селам, а не деревням. И шла эта колонизация далеко за пределами центра России.

Что касается центра, например окрестностей Вереи, где я живу большую часть года, там села чаще всего имеют исторические названия, однако и у нас встречаются Архангельское или Благовещенье. Места эти известны минимум с 15 века, но прежних названий этих пунктов я не встречал (хотя много копал историю этих мест), т.е. это очень давние дела, не 19в., много раньше. На картах даже конца 18в. все названия точно такие, как сейчас.

Reply

nikola_rus July 9 2021, 19:06:25 UTC
Я с этим и не спорю.

Я перестал улавливать предмет спора.

Моё утверждение было, что перед революцией существовала государственная политика в том, как наименовывать новые населённые пункты, в том числе и сёла.

С чем вы не согласны? С тем что тогда строились новые сёла, или с чем-то другим?

Reply

mmnt July 9 2021, 19:12:08 UTC
Я перестал улавливать предмет спора.

Если честно, я тоже. Поэтому собственно, не "спорю", а просто добавил по теме.

перед революцией существовала государственная политика в том, как наименовывать новые населённые пункты, в том числе и сёла.

По этому поводу я заметил, что такая "политика" была не только в конце 19в. и не только в случае НОВЫХ поселений.

Reply

nikola_rus July 9 2021, 19:42:10 UTC
Вообще история сельских церквей обычно прослеживается как раз до 18 века. М.б. как раз в Москве и окрестностях до 17го...Сейчас вспомнил писцовые книги, которые начали вестись где-то с самого конца XV века. Там первичной единицей было ещё не село, а погост. Который сочетал в себе видимо и административную и церковную функцию. По-крайней мере в новгородских землях названия погостов почти всегда были двойные: "Дмитриевский Кипенский", "Никольский Ястребинский" и т.п. Т.е. этот способ именования действительно очень древний.

Reply

mmnt July 9 2021, 20:28:58 UTC
Имхо, где как. Новгородчина - это "сибирь" русских 12в., суровость климата и богатство природы давало характерный фронтирный тип освоения на север и восток.
Но в центре иначе. Заселяться он начал даже прежде крещения (тем более, прежде реального распространения православия как административной структуры). Эта земля заселена славянами очень давно, тут на каждом удобном для поселения и обороны месте кто-то да жил, везде культурные слои. Церковь и государство пришли куда позднее, и под себя как-то структурировали уже имеющееся очаги жизни.

Reply


Leave a comment

Up