Твардовский и Галковский

Feb 13, 2021 12:23

В советском русском обществе существовал вопрос - а кто такой Твардовский. С одной стороны вроде бы русский. Мол вроде из смоленских крестьян, стихи писал по духу русские. Но при этом почему-то был главным редактором журнала "Новый Мир". Который был "эхом москвы" своего времени.

Твардовского попытался разобрать Галковский. Сделал это своим обычным способом - расчленением биографии Твардовского и его родственников. И подверг сомнению все тонкие места. У Твардовского это его польская на самом деле фамилия. Ну и дальше по этой же линии Галковский приходит к выводу, что Твардовский был поляк. И этим, мол всё объясняется.

Хотя, на самом деле не объясняется. Поляки не любят русских, но в Твардовском особо не заметно ненависти к русским. Но поляки не любят и евреев. А Твардовский устроился прямо в их гнезде.

Я попробую дать другое объяснение.


Для этого я обращу внимание на дореволюционное сословное устройство местности, откуда происходил Твардовский - юг современной Смоленской области. Там существовали такие сословия:

1.Дворяне. Все в основном были с какой-то большей или меньшей польской основой. А некоторые даже продолжали оставать католиками, т.е. можно сказать настоящими поляками.

2.Крестьяне. Основная подавляющая масса населения. Малообразованные и можно сказать даже ещё национально неопределённые. Размежевание их на русских и белорусов произошло только при советской власти. Почти единственное занятие хлебопашество (если не считать отходничества).

3.Мещане. Именно мещане в прямом, а не художественном смысле этого слова. Так офицально называлось сословие жителей местечек, которые никогда не были крепостными. В отличие от крестьян, более 90% которых до 1861 года в этой местности были крепостными.

Мещане делились на два вида:

3а.Евреи.Которые офицально назывались мещанами, но в жизни так их никто не звал. А все звали их "жидами". Честно не знаю даже, было ли это название тогда оскорбительным.

3б.Собственно мещане. Т.е. как бы мещане-славяне, т.е. славянское население местечек. Их все и называли именно "мещанами". С их национальной принадлежностью всё ещё сложней чем с дворянской и крестьянской. Они были православными, но фамилии у них почти у все были на "-ский". Ко времени революции образованная их часть начала себя числить в основном белорусами. Но большая часть ещё не особо определилась.

Более определяющим признаком, тогда наверное была ещё вера. Соответственно все православные и мещане и крестьяне и большая часть дворян назывались "русскими", особенно в противположность евреям. Но между собой крестьяне и мещане чётко делились. Я этот вопрос не очень хорошо знаю, но мне показалось что основная часть мещан была социально довольно близка к крестьянам. Т.е. они часто занимались чем-нибудь в духе огородничества или извоза. В отличие от евреев, которые больше сосредотачивались чисто на торговле и ремесле. Но среди мещан была и богатая верхушка, которая уже больше походила ко времени революции на дворян. Они имели большие имущества, выходцы из них становились врачами, инженерами и т.п.

Происхождение мещан - любопытный вопрос. Фамилии на "-ский" скорей всего говорят не о польском происхождении, а о том что получали они их ещё при польской власти (которая окончательно кончилась в этих местах после разделов Польши, т.е. в конце XVIII века). Были ли они изначально католиками, а потом перешли в православие, как местные дворяне. Вопрос. Но думаю, что скорей нет, т.е. поляками они никогда не были.

...Вы уже, наверное, поняли к чему я клоню. Считается, что по отцовской линии Твардовский был из крепостных, но мол во время службы в армии его дед приобрёл кличку "пан Твардовский", которая стала фамилией. Галковский сразу, конечно, решает, что версия придуманная. Мать же Твардовского Плескачевскую в википедии называют "из однодворцев". Галковский же тоже сразу записывает её в поляки и дворяне.

На самом деле, думаю, всё было проще. Твардовский происходил из "мещан". Т.е. не знаю, формально числились ли его предки "мещанами" или может быть какими ещё более редкими в тех местах "однодворцами" (я лично про таких не слышал). Но суть в том, что это были люди лично свободные ещё со времён Польши. Это были не дворяне, т.е. настоящими никакими привилегиями они не обладали. Но как бы вроде что-то общее у них и с дворянами было, хотя бы та же фамилия на "-ский"; думаю, что скорей всего мещане все и грамотными были. По уровню жизни же, языку, вере они соответствовали основной массе простых крестьян. Но при этом часто жили с евреями и часто вели деятельность такую же как евреи. То есть старались не просто хлебопашествовать, как простые крестьяне, а иметь какую-то специализацию. При этом для них, как и для евреев, простой крестьян был часто чем-то вроде жертвы/лоха. Которому надо что-то впарить или, наоборот, по дешёвке скупить. А еврей тогда для мещан мог быть и соперником, но мог быть и наоборот, сотрудником, с котором выгодно иметь какое-то дело.

И понятно, что именно такой человек был нужен на роли главного редактора "Нового мира" = эха москвы 1960-х. С одной стороны он русский. И по его стихам я бы действительно сказал, что это стихи русского. А именно русский нужен в качестве знакового лица конторы, чтобы не палиться. С другой стороны это человек, который может жить и сотрудничать с евреями и вообще разными. Потому что если поставить на такое место простого русского из деревни, пускай совсем даже не антисемита, то он не сможет работать там чисто из-за психологического и бытового несоответствия с подобной эхомосковской публикой. А мещанин Твардовский мог, как могли мещане жить в местечках где до 90% было евреев.

Да вообще, чисто русский не смог бы и писать такие стихи, как Твардовский. Это стихи русского, но русского, который немного видит себя и со стороны. Нулёвые же русские из деревни к этому были неспособны, в их представлении деревня это был весь мир. Даже, когда они переезжали в город, то сразу отстроится от такого понимания не могли. В этом смысле на Твардовского был очень похож его друг и земляк Исаковский. Тоже, мол, сын бедняка из смоленской деревни. Но с фамилией на "-ский" и поступивший в гимназию. Поэтому, думаю, Исаковский был из того же социального слоя. И во многом поэтому они с Твардовскими и сдружились. Творчество Исаковского вы, конечно, все знаете ещё более наверняка, чем Твардовского. Он автор стихов к песням: "Катюша", "Каким ты был, таким остался", "Ой, цветёт калина" и т.п. То есть и творчески по стилю Твардовский и Исаковский были похожи.

...Кстати заметили как рифмуется Твардовский,Плескачевский,Исаковский - Галковский. А мещане Галковские тоже были земляками Твардовского, упоминаются в воспоминаниях. Не думаю, конечно, что Дмитрий Евгеньевич Галковский их родня. Но суть происхождения рода Галковских Дмитрия Евгеньевича должна быть та же. Они скорей всего происходят с земель бывших когда-то под Польшей, и получили потому польскую фамилию. И значит были не крестьянами. И вроде как Дмитрий Евгеньевич и говорит, что были священниками.

Т.е. социально и национально Галковский и Твардовский в чём-то схожи. Хоть священники это и намного выше почти крестьян Твардовского. И корни Дмитрия Евгеньича не со Смоленщины. Но если взять воззрения Галковского: русские - гут, крестьяне - отстой, евреи - много вопросов, но я их понимаю. То думаю у Твардовского были понятия в каком-то таком же духе. Единственно не думаю, что он так не любил крестьян, как Галковский. Всё таки Твардовские сами были почти крестьяне. Но, думаю, Твардовский также смотрел на них со стороны, не идентифицировал себя с крестьянином, как это происходит у большинства русских России, даже которые уже давно не хлебопашествуют.

философский бред

Previous post Next post
Up