Насчет "предосудительности интереса за пределами своей профессии"? Неужели в отношении Запада это правда? А как же научпоп и научная журналистика? Или она тоже - "дурной тон" и "удел васисуалиев лоханкинных, которых выгнали из гимназии за неуспешность"?
И вообще цифровой мир - великая вещь! Помимо "цензуры должности": могли не выдать не только Библию, если только ты не медиевист, но и Платона, и Канта (хотя Платона и Канта издавали при СССР, и не под грифом "ДСП"), не говоря уже о Владимире Соловьеве (даже книги его отца могли не выдать не-историку), была еще и цензура свободного времени: шляться по библиотекам и рыться в книгах (в СССР подчеркивали, что это было наибольшим наслаждением для Маркса!) удобно только для рантье.
А вот чтобы рыться в книгах на рабочем компьютере в режиме "если не сплю - то читаю/пишу", как живу я последние десятилетия!
О, великий цифровой мир!!!
Хотя он и для тиранов удобен: понатыкать всюду камер и систем распознавания лиц...
При том, что даже в самых свирепых и страшных государствах-левиафанах прошлого века можно было затеряться в толпе большого города, где метро ходит от анонимных монеток.
Или - на крайняк - сбежать в дикие края, как Лыковы...
Диалог с
Leonid Pleskachevsky в ФБ:
-- То, о чём говорите Вы, является, похоже, общим свойством всей нынешней "западной" цивилизации. Мой сын, уже давно живущий в Германии и трудящийся в DLR, Германском центре авиации и космонавтики, где он (весьма успешно, надо сказать) занимается изучением "волн-убийц"в морях и океанах с помощью спутниковых методов, интересуется и историей - в частности, древнего Рима. Как-то в поезде он разговорился на эти темы с немецким профессором-историком, и тот, в конце беседы, спросил - в каком университете преподаёт Андрей. А когда выяснилось, что область научных занятий сына предельно далека от истории, этот профессор буквально впал в ярость - мол, не Ваше это дело, лучше занимайтесь своим! И такое случалось с сыном неоднократно - и по другим поводам тоже.
-- Профессиональная ревность - или намеренная политика сделать кругозор людей "лоскутным", без гладкого сопряжения между дисциплинарными доменами?
-- Пока внучка училась в гимназии, Андрей подружился с её директором, очень нетривиальным мужиком и знатоком истории средневековой Германии. Сидят они как-то у Андрея и поддают (это существенно, иначе бы нижеописанного разговора не случилось). Андрей и спрашивает: "Ты можешь мне внятно объяснить, отчего это все нынешние гимназические курсы такие клиповые - что по естественным наукам, что по гуманитарным? Не последовательно излагаемые предметы, а какая-то лоскутная мозаика!" На что (уже изрядно поддавший) собеседник заявил: "Это, мой друг, - не случайность, а вполне осознанная педагогическая политика! Основной массе людей любое целостное мировоззрение только вредно, мы должны воспитывать потребителей! Ну, а умные и интересующиеся дойдут до такого мировоззрения сами - либо мы их к себе выпишем, - как, к примеру, тебя!" Об этом же, на примере преподавания математики, многократно говорил покойный академик В.И. Арнольд
https://scepsis.net/library/id_650.html -- Да, я читал эти сетования Арнольда еще на рубеже веков.
-- Есть в Германии такое явление ;)
-- В нач. 70гг. были в Ленинке интеллигентные рабочие, читавшие литературу по философии. Им вскоре перестали выдавали такие книги, объясняя, что им это не нужно. И не только рабочим. Это я знаю, потому что какое-то время сама там работала библиографом.
-- А в царское время рабочие ТОЗ читали Реклю и Фейербаха.
-- В 1963-м - 1969-м я учился на физфаке ЛГУ. В Университете была огромная, с дореволюционными поступлениями библиотека - "Горьковка", но книг по "гуманитарным" вопросам (скажем, по русской религиозной философии) физиками из фондов библиотеки не выдавали - только по специальности.
-- Поэтому цифровой мир - это великая вещь!