Шизофрения, как и было сказано

Jan 04, 2024 14:40


Ой, не зря Воланд не объяснил Бездомному, чтО такое шизофрения, делегировав такие полномочия доктору Стравинскому.

Потому что Стравинский не знал.

И немецкие херры прахвессоры, придумавшие это слово, оттого эту болезнь по-русски до сих пор называют на немецкий, а не на греческий манер - тоже не знали, чтО это за напасть.

Миленькие, умненькие мальчики и девочки вдруг в пубертате или пост-пубертате сначала становятся слишком робкими, боязливыми и застенчивыми - а потом начинается nu3geц.

Либо начинают слышать голоса (часто неприятные, иногда - внушающие сделать что-то страшное, вроде убить себя, или другого), либо становятся ну уж совсем патологически безвольными (когда "нет сил" даже дойти до туалета - и несчастный ходит под себя, хотя тонус мышц совершенно сохранен).

Такие симптомы называются соответственно "продуктивными/позитивными", и "дефицитарными/негативными".

При этом сразу делается оговорка, что ничего хорошего в "позитивной" симптоматике нет - и страдает больной от нее не меньше.

Хотя нет... всё-таки психиатры признаются, что с негативной симптоматикой иметь дело всё же хуже, чем с позитивной.

Позитивную-то давно научились убирать и заглушать - ну, как заглушали помехи в античных тёплых ламповых аналоговых телевизорах, просто снизив высокое напряжение на трубке.

Ну да, пациент от этого становится "каг-бэ овощем" (без комбинации с циклодолом - так вообще трясущимся органчиком) - но куда большим "овощем" пациент становится без лечения.

Так что нейролептики - без вариантов.



А вот с негативной симптоматикой - сложнее. После курса нейролептиков человек обычно восстанавливает хотя бы гигиенические навыки - но от передоза негативная симптоматика может нарастать.

Так что мы знаем о шизофрении, спустя почти век после визита Воланда в Москву?

Не очень многое.

Кое-что было известно еще доктору Стравинскому: это заболевание генетическое (достаточно беглого анамнеза по родстенникам - что побуждало евгеников и разных прочих нацистов кастрировать, а то и убивать, больных, а то и их родственников).

Известен ныне и молекулярный механизм: оверэкспрессия и оверактивность дофанминовых рецепторов. Основные нейролептики - как раз антагонисты этих рецепторов. Но это хорошо объясняет продуктивную симптоматику (де, когда нейромедиаторов слишком много, мозг не может скоординироваться, откуда идут сигналы, и больной начинает "слышать голоса из прекрасного далёка"), а как быть с дефицитарной?

И вообще, "продуктивная" и "дефицитарная" шизофрения - это разные симптомы одного полиморфного недуга, или две нозологических формы с высокой коморбидностью?

Вот как гонорея и сифилис? О полимофрности сифилиса (от лизиса хрящевой ткани до спинной сухотки и прогрессивного паралича) было известно веками - но два века назад и гонорею считали одним из симптомов сифилиса.

И только открытие возбудителей этих болезней показало, что это всё-таки две разные нозологические формы - но, понятное дело, с высокой коморбидностью.

И да: несчастного Ивана Бездомного в клинике Стравинского лечили не нейролептиками (их изобретут к моменту смерти Сталина, у "цивилизационно-геополитических противников"), а (в остром состоянии) - скорее всего, барбитуратами, если не морфием. Возможно, были у Стравинского и страшные ИКТ (придуманную в нацистской Германии) и ЭСТ (придуманную в фашистской Италии).

В послевоенном сталинском СССР даже лоботомию пробовали - но быстро отказались, и еще до смерти Сталина заклёмили метод как негуманный, "буржуазный" и "фашистский".

А "буржуи" - те за лоботомию даже Нобеля дали в 1949 году.

Так что аминазин и галоперидол - при всех их побочках - были великим благодеянием.

Чем шизофрения похожа на рак - так это тем, что и то, и другое нельзя полностью вылечить. Только максимально затормозить - возможно, на годы и даже десятилетия.

В результате получается, что всякий прогресс в них - крайне пагубен.

Кое-кто из консервативных христиан так же воспринимает и падший с начала времен мир. Де, он настолько болен и испорчен, что всякий прогресс в нем лишь приближает торжество антихриста в конце времен.

В результате чего правильным считается подморозить эту тухлятину, чтобы не так быстро разлагалась.

И да, вчера ночью я сказал жене, что одна хорошая новость для нас уже есть. После полтинника дебютов шизофрении не бывает. Это мы уже проехали.

Зато бывает Альцгеймер, дисциркуляторная энцефалопатия, метастазы в головной мозг, глиобластомы (формально "доброкачественная" опухоль - тем не менее, делающая пацинента овощем и убивающая за считанные месяцы) и даже эхинококкоз мозга. Но: кому суждено быть повешенным - тот не утонет.

-- Не грузи меня своей мрачной склифософией. У меня и так гадкая ОРВИ с пятницы, весь Новый год насмарку!

-- А вот Костя еще не проехал опасность. Были времена, чуть ли любого молодого интеллектуала-интроверта подозревали в предрасположенности к этой гадости. Даже термин ввели "метафизическая интоксикация", когда подозрительным был чуть ли не любой внепрофессиональный интерес к какой-либо тематике. Наиболее "опасными" (не считая мистики и оккультизма) считались математика (Вы на Джона Нэша посмотрите, на Алана Тьюринга, на Пала Эрдёша, или на Григория Перельмана. Сами математики, например, тот же Хинчин, сетовали на обилие "сумасшедших ферматистов, квадратурщиков круга, трисекторов угла и удвоителей куба". Но, в отличие от трех последних задач, ВТФ (what the f*ck) доказана ее в девяностые, правда, разумеется, не средствами элементарной математики. Так что Ферма, скорее всего, заблуждался, а вот Эндрю Уайлз был изрядный гик: заниматься такой "бесполезной" тематикой столько времени), а также астрономия и палеонтология (Палеонтолог Давиташвили говорил ее в сталинские времена: "Астрономия и палеонтология привлекают сумасшедших. А в СССР, когда еще не было моды на динозавров, интерес ребенка даже младшего школьного возвраста к ним мог быть поводом для постановки на учет (!!!). Это сейчас даже детсадовцы знают названия десятков видов вымерших животных, и это не считается аномалией). Я даже слышал (от сторонников тоталитарной диктатуры) такую радикальную концепцию, что не только "глубинариям", но и специалистам-профессионалам противопоказан интерес к чему-либо помимо профессии, за исключением навыков ЗОЖа. Де, в лучшем случае от этого получаются фоменки и задорновы, а в худшем - сумасшедшие, либо вообще враги народа и государства вроде Сахарова. Типа будь узким специалистом по CRISP-cas'у, а для политзанятий пускай у тебя будет томик Дугина ̶и̶ ̶ц̶и̶т̶а̶т̶н̶и̶к̶ ̶М̶а̶о̶. Даже интерес к предельно "благочестивой" тематике, помимо профессии - опасен. Весьма провластный доктор-психиатр и нарколог Василий Шуров (он называл Байдена "страдающим деменцией") в неудовольствием рассказывал о неком человеке, который, "не будучи профессиональным историком, очень интересовался Великой Отечественной войной". Помнил даты всех сражений и операций, имена командующих фронтами и армиями, и т.д. По мнению Шурова, это - подозрительно. Несмотря на основополагающий характер нарратива о ВОВ в путинской иделогии - слишком детальный интерес к ВОВ для путинизма вреден так же, как для долютеровского католицизма или синодального новообрядчества был вреден интерес к Библии. "Библия - это для профессионалов, а иначе или с ума сойдёшь, или в ересь впадёшь". Да, действительно, интерес к истории ВОВ может быстро отбить всякое желание "повторить". Для этого даже подробно изучать историю не надо. Достаточно было послушать скупые рассказы дедушек нашего поколения: "Знаешь, внучек, я не люблю вспоминать про войну: это очень тяжёлые воспоминания. Нас было четверо братьев в семье. Младший на фронт попасть не успел - а двое старших с него де вернулись". Кому захочется "повторять" это снова???

Previous post Next post
Up