Репетиторство

May 26, 2019 23:13


Это написано не в назидание, не в укор, и не для подражания молодым педагогам, это просто история из прошлого.
 Учителя всегда занимались репетиторством, во все времена, учительское жалованье никогда особенно большим не было, поэтому такая подработка была в порядке вещей, всеми одобрялась и поддерживалась. Но была одна тонкость, по крайней мере, среди тех учителей, которых я знала, а это мои родственники и их коллеги.

Для репетиторства никогда не брали собственных учеников. Считалось невозможным брать деньги с тех, кто от тебя зависит, которого ты и так должен учить. Поступали так - менялись учениками с коллегами. Т.е., Анастасия Борисовна посылала своих учеников к Ивану Васильевичу, а он рекомендовал А. Б., или других учителей. Обычно, репетиторством никто обделен не был, и правило это строго выполнялось. Исключения делали для детей близких друзей, да и то не всегда. Во времена моей школьной жизни репетиторов брали только для "сильных" детей, чтоб подготовить их к поступлению в вузы. А со "слабыми" все учителя занимались дополнительно в школе, для них родители нанимали репетиторов только в крайнем случае. Так же были распространены и внеурочные занятия с "сильными", им давали дополнительные задания, занимались с ними после уроков. В те времена репетиторов брали все же не для всех учеников, многие обходились школьной подготовкой и самообразованием, занятие у репетитора стоило в конце 60-х годов целый рубль! ,Учитель, в среднем, зарабатывал репетиторством от 30 до 50 рублей в месяц, вот представьте, сколько времени ему приходилось отрывать от отдыха и семьи, да еще потом и переживать за своего ученика, как он сдаст вступительные экзамены? Иногда даже было такое, что репетитор брал плату за последний месяц только после успешного поступления учащегося.
Однажды и для меня взяли репетитора. По русскому языку. Математики - физики - биологи были в семье, а вот литератора не было. Моей учительницей стала бывшая гимназистка, закончившая московский вуз еще в двадцатые годы, Александра Павловна. В целом-то я была грамотная, но, конечно, каких-то тонкостей не знала, да и синтаксис для многих является камнем преткновения. До сих пор помню, что она объяснила мне, как пишутся слова "веснушчатый" и "досчатый". "Веснушчатый" так и пишется, а вот "досчатый" сейчас превратилось в "дощатый", ну, да ладно! Ходила я к ней по воскресеньям, жила она далеко от нас, но рядом с моей школьной подружкой, Юлькой. Отзанимавшись с А. П., я заходила за Юлькой и мы шли в кино. И вот вдруг, иду я к А. П., а Юлька меня ждет возле ее дома и сообщает мне, что билеты в кино, а шел тогда, впервые, "Граф Монте-Кристо" с Жаном Марэ, есть только на час дня, когда у меня занятие, а позже билетов нет! Я особо долго не думала, что выбрать, и мы, вприпрыжку, побежали в кинотеатр. А на следующей неделе история повторилась! Почему-то этот фильм показывали отдельными сериями, а не обе вместе. После этого, хоть на третью неделю я пришла с тремя рублями, за пропущенные занятия тоже принесла, Александра Павловна отказалась заниматься с такой "необязательной и ленивой девочкой", о чем я с удовольствием сообщила тетушке, которая была инициатором этих занятий. Разумеется, я до тех пор ей не сообщала, что пропускаю занятия. Больше меня никакими репетиторами не мучили!

школа, профессиональное

Previous post Next post
Up