Брянские страницы освоения и изучения космоса. Часть 1.

Apr 12, 2015 17:17

Есть, чем и кем гордиться!
Оригинал взят у biblus в Брянские страницы освоения и изучения космоса. Часть 1.
Сегодня в России отмечают День космонавтики. В Брянске этот праздник и вообще тема космоса любимы и уважаемы. Но почему-то чаще всего торжества связаны только лишь с именем первого космонавта Юрия Гагарина и с его визитом в Брянскую область в 1966 году. Гагарин, несомненно, великий человек, но это не повод забывать или не знать вовсе другие имена, связанные с космонавтикой. Имена уроженцев и жителей Брянщины, внесших свой весомый вклад в дело изучения и освоения космоса.

Пионеры ракетостроения


Константин Иванович Константинов (1818-1871) -учёный и изобретатель в области артиллерии, ракетной техники, приборостроения и автоматики, генерал-лейтенант.
      С Брянщиной связано имя пионера ракетной техники, выдающегося ученого, генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова. Он был внебрачным сыном Великого князя Константина Павловича (младшего брата императора Александра I) и французской актрисы Клары-Анны де Лоран.
      Несмотря на большое количество изобретений, сделанных Константиновым в военной сфере, основная его деятельность была связана с разработкой и совершенствованием ракет. В 1853-1855 годах Санкт-Петербургский ракетный завод под его руководством изготовил тысячи усовершенствованных Константиновым ракет для нужд Крымской войны.
      В 1856 году Константинов опубликовал труд «Воздухоплавание», в котором впервые рассмотрел идею применения ракетных двигателей для движения и управления аэростатом. В 1860 году он читал курс лекций «О боевых ракетах» в Михайловской артиллерийской академии. Год спустя его лекции были опубликованы в Париже на французском языке, а в 1864 переведены на русский. С 1864 года Константинов руководил строительством спроектированного им нового Николаевского ракетного завода. Открыт завод был уже без него: в ночь на 12 января 1871 года Константин Иванович скоропостижно скончался и был похоронен в своем имении, в селе Нивное Мглинского уезда  Черниговской губернии (ныне - Суражский район Брянской области).
      В годы Гражданской войны большевики взломали склеп Константиновых и выбросили останки. Лишь недавно удалось найти его прах и, после временного нахождения в Воскресенском соборе Брянска, 17 июля 2012 с почестями перезахоронить на воинском мемориале в Нивном. Русская Православная Церковь возвела неподалеку часовню, посвященную святому покровителю нашего выдающегося земляка - Константину Великому. Ныне именем Константина Ивановича Константинова названы кратер на поверхности Луны, улица в Москве. В соседней Украине, где Константин Иванович строил свой ракетный завод, выпущена посвященная ему почтовая марка.
      В 1932 году в Москве была создана Группа по изучению реактивного движения (ГИРД). Группу возглавил ученый энтузиаст Фридрих Артурович Цандер. Под его руководством были организованы курсы по теории реактивного движения. Примеру москвичей и лениградцев по созданию ГИДР последовали энтузиасты и в других советских городах, в том числе и в Брянске.
      К сожалению, деятельность ГИРД не была по достоинству оценена сталинским режимом. Начальник московской ГИРД Сергей Павлович Королев - будущий Главный конструктор космической техники был отправлен в концлагерь под Магадан. После нескольких лет заключения, выйдя из лагеря, Королев ознакомился с трофеями, добытыми советскими войсками на секретной военной базе Третьего Рейха - Пенюменде (там изготавливали боевые ракеты ФАУ-2). Ученый с энтузиазмом принялся за создание ракетной техники для защиты страны и освоения космоса. В его команде работали и наши земляки.

Брянцы - создатели ракетно-космической техники


Анатолий Викторович Брыков (16.07.1921 - 30.11.2007) - ветеран Великой Отечественной войны, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор, академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный деятель науки и техники - выдающийся ученый-баллистик, участвовавший в разработке советской ракетно-космической техники.
      А. В. Брыков родился в Брянске, до войны учился в Орджоникидзеградском машиностроительном институте (так с 1936 по 1944 гг. назывался Брянский государственный технический университет). Уже после войны окончил Московский механический инженерно-технический институт. Одним из первых оказался в команде С. П. Королева.
      Основным занятием была баллистика - наука о движении снарядов, ракет и космических аппаратов. Особо важной работой стали расчеты траекторий космических аппаратов, отправлявшихся к Луне - от «Луны-1» (первой в истории искусственной планеты), «Луны-2», впервые достигшей поверхности нашего спутника и «Луны-9», совершившей первую в истории мягкую посадку на поверхность Луны, до готовившихся в конце 1960-х - начале 1970-х годов советских пилотируемых полетов к нашей небесной соседке. По рассчитанным им траекториям успешно достигли Луны и два отечественных «Лунохода», а также несколько раз был доставлен на Землю роботами лунный грунт. За эту работу наш земляк был награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Кроме лунной программы Анатолий Викторович занимался расчетами траекторий полета космических аппаратов к Марсу и Венере. Он создал свою научную школу, подготовив 21 кандидата наук. Опубликовал более 250 научных работ, в том числе 22 авторских свидетельства на изобретения, пять монографий.


Валерий Дмитриевич Сороколетов (09.11.1937-10.05.2003) - создатель подмосковного Центра Управления космическими полетами, лауреат Государственной премии СССР, награждён орденом Трудового Красного Знамени, кандидат технических наук (с 1974 г.), автор более 25 научных трудов, нескольких авторских свидетельств и патентов на изобретения.
      Родился в семье токаря завода «Красный Профинтерн» (так с 1923 по 1941 год назывался Брянский машиностроительный завод). В 1961 году он окончил Московское Высшее техническое училище имени Баумана, с 1960-го по 1965 годы работал в ОКБ-1 под руководством СП. Королёва, занимаясь проектированием и лётными испытаниями телеметрических систем космических аппаратов. После смерти СП. Королёва  трудился Сороколетов в Научно-исследовательском институте машиностроения. Там он участвовал в проведении обработки телеметрической информации, поступавшей с автоматических межпланетных станций серий «Луна», «Венера», космических кораблей типа «Зонд», самоходного аппарата «Луноход-1» и других.

Сергей Александрович Аверкин (р. 21.10.1934).
      В 1959 году окончил Брянский институт транспортного машиностроения (ныне БГТУ). Конструктор специальной железнодорожной техники для транспорти¬ровки ракетно-космических изделий. Это платформы, установщики, вагоны для перевозки ракет и их составных частей и блоков по магистралям, и кислорододобывающие поезда-заводы, и агрегаты для заправки ракет, и поезда для обслуживания космодромов. Принимал он со своим конструкторским бюро участие и в работах над знаменитым боевым железнодорожным ракетным комплексом БЖРК «Молодец». За заслуги перед Родиной награжден орденом Трудового Красного Знамени.


Наум Семенович Черняков (1915-1998) - выдающийся советский конструктор авиационной и космической техники, кавалер ордена Ленина, профессор, доктор технических наук.
     Н. С. Черняков - уроженец посада Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне - город Климово Брянской области).
     После окончания Московского авиационного института с 1939 года работал в ОКБ-301 (Конструкторское бюро С. А. Лавочкина), затем - заместителем генерального конструктора академика В. Челомея и в конструкторском бюро П. Сухого. В 1940-х годах участвовал в конструировании истребителей И-301, Ла-9 и Ла-11. На несколько лет был отлучен от любимого дела органами НКВД, объявившими инженера «врагом народа». Не имея возможности конструировать самолеты Наум Семенович не сидел сложа руки и сумел спроектировать первый в СССР цельнометаллический троллейбус, который вышел на линии страны в 1946 году.
     В начале 1950-х был одним из главных конструкторов первой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «земля-воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25).
     В 1950-60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «земля-земля» стратегического назначения (системы «Буря»), способной донести боевой заряд в 2,35 тонны до территории США.
     Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решённых в процессе подготовки «Бури» и «Бурана», можно отметить создание для них СПВРД (Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель) и астронавигационной системы.
     Кроме того, на этих ракетах впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Гриф «Совершенно секретно» с многих работ Чернякова еще не снят.
     В 1972 году был построен гиперзвуковой самолет: он обгонял звук в три раза (самолеты-истребители обгоняли только в два раза). Самолет назвали «Изделие 100» или Т-4. Черняков даже лежа в больнице с инфарктом продолжал работу над новым проектом.Единственный уцелевший экземпляр «Сотки» стоит сегодня у Центрального музея ВВС в Монино.
     Еще одним детищем конструктора Чернякова стал беспилотный летательный аппарат «Коршун» для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей. Первый полет совершил в 1991 году.


Рувим Евелевич Соркин (09.01.1910- 30.05.1983) - отечественный учёный-ракетостроитель, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор, инженер-полковник.
     Р. Е. Соркин - уроженец Стародуба. С 1932 года он 10 лет служил в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления и участвовал в разработке и испытаниях пушек для легендарного танка Т-34. Именно по предложению Соркина был сконструирован газодинамический дульный тормоз, исключавший опрокидывание танка при выстреле. С 1942 г. в НИИ ракетной техники он занимается разработкой новых образцов артиллерийского вооружения и теоретическими исследованиями по внешней баллистике ракет. В 1943-1944 гг. Соркин занимается исследованием работы советского и немецкого ракетного вооружения (в том числе знаменитых «Катюши», ФАУ-2).
     С 1947 г. Соркин работает заместителем директора по научной работе секретного военного НИИ-1 (ныне это Московский институт теплотехники). Однако впадавшая в паранойю сталинская диктатура объявила «борьбу с безродным космополитизмом» и ученого вместе с тремя его коллегами отправляют в ссылку на Урал. Из четверых к моменту, когда Советская власть дала возможность вернуться к научной работе на благо страны, из них остался в живых только Рувим Евлевич. Р.Е. Соркину было 47 лет, когда коллеги между собой стали называть его «Дедом» за мудрость уверенность, знание дела, надежность. К нему шли за советом и по работе, и по любому другому вопросу, и даже личному: его любили, ему доверяли и уважали. «Надо спросить у Деда, а что скажет Дед, посоветуемся с Дедом» - такие фразы звучали не раз и не два.
     С 1956 года он возглавляет расчетно-теоретический отдел ОКБ-9 в Свердловске (ныне - Екатеринбург), где ведет исследования по обоснованию разработок и применения твёрдых ракетных топлив в двигательных установках баллистических ракет. Там под его руководством создается ракетный двигатель для боевого тактического комплекса «Онега».
     Комплекс - его «мирная» модификация - по сей день известна как метеорологическая и геофизическая ракета MP-12, которая используется для исследований верхних слоев атмосферы (высота подъема - 180 км).
     В дальнейшем Е.Р. Соркин, уже получивший докторскую ученую степень, участвовал в разработке тактических ракет экспериментальной твердотопливной РТ-1, а также тактических комплексов «Луна», «Темп-С», «Точка» (пусковые установки для последней делались на Брянском автомобильном заводе) и баллистических ракет средней дальности «Темп-2С» и «Пионер». Последние ракеты послужили прообразом современной ракеты «Тополь», стоящей на страже безопасности России еще с 1980-х годов и способной работать не только как носитель термоядерных боеголовок, но и в области космонавтики.



Николай Васильевич Михайлов (р. 1937) - доктор экономических наук, профессор. Один из создателей системы противоракетной обороны и контроля космического пространства.
     Н. В. Михайлов - уроженец Севска, там же окончил школу. Завершив в 1961 г. учебу в МВТУ им. Баумана, он участвовал в создании, испытаниях и производстве оборонной техники. Н.В.Михайлов в 1986-1996 гг. возглавлял корпорацию «Вымпел», затем два года работал заместителем секретаря Совета Безопасности России, после чего до 2001 года занимал пост первого заместителя министра обороны РФ. Будучи патриотом малой родины, он многое сделал для восстановления архитектурных памятников Севска.


Петр Фомич Луговой (1917-1995) - ветеран Великой Отечественной войны, руководитель конструкторского бюро, участвовавшего в разработке зенитно-ракетных комплексов «Круг» и С-300, кавалер орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
     П. Ф. Луговой - уроженец села Ардонь неподалеку от города Клинцы. Первой такой разработкой с его участием в качестве начальника конструкторского отдела в ОКБ известного ракетчика и создателя артиллерии Л.В. Люльева стал зенитно-ракетный комплекс «Круг» (2П24), оснащенный двумя двухступенчатыми ракетами ЗМ8, способными поражать цели на высоте до 24 км при удалении 50 км. В начале 1960-х годов это было новое слово в военной технике.
     Затем были разработки крылатых ракет, ракето-торпед, особых ракет класса «Вода-воздух-вода», способных стартовать с подводной лодки и затем поражать подводную же цель. Вершиной этих разработок стало создание знаменитого зенитно-ракетного комплекса С-300 - одного из лучших в мире, способного одновременно вести 48 сверхзвуковых целей и поражать 24 из них. В разработке и испытаниях этой системы принимал участие и сын Петра Фомича - Владимир Петрович Луговой (р.1953). В начале 1980-х годов Владимир Петрович участвовал также в создании электрохимического генератора для космического корабля многоразового использования «Буран». С распадом СССР младшему Луговому пришлось уйти из утратившей былую мощь и финансирование космической отрасли, переключившись на разработку автоматики для российских железных дорог.


Александр Васильевич Титов (р. 17.08.1938) - академик двух академий, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный испытатель Байконура, заслуженный создатель ракетно-космической техники, генеральный конструктор КБ «Мотор», автор 240 научных трудов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
     Родился в городе Дятьково. После окончания с серебряной медалью Дятьковской средней школы в 1955 году Александр поступил в Минский политехнический институт. Окончив его с отличием, работал в СКБ Минского автозавода, которое создавало тяжелые ракетовозы. Затем перешел в созданное в Москве конструкторского бюро «Мотор». Его коллектив решал задачи по созданию транспортно-технологических агрегатов и оборудования для предстартовой подготовки и испытаний ракетно-космической техники. Так, в «Моторе» удалось создать новый тип транспортного средства повышенной проходимости. За 40 лет работы в КБ «Мотор» А.В. Титов прошел все ступени служебной лестницы: от инженера-конструктора до Генерального конструктора. При непосредственном участии Титова разработано и внедрено более 500 различных агрегатов и комплексов технологического оборудования.

Брянцы - сотрудники Байконура
Федор Яковлевич Митькин, уроженец Брянска, полковник в отставке, был одним из тех, кто закладывал космодром. Двадцать семь лет он посвятил работе на Байконуре, прошёл по ступеням службы от командира взвода до начальника управления. Вместе с ним на космодроме в разное время проходили службу Александр Сирченко, Петр Желудков, Александр Володин из Брянска, Владимир Соболь из Погарского района, Василий Чирков из Севского, трубчанин Александр Ковалевский - ныне заслуженный артист России. Трудились на Байконуре и полковник Владимир Викторович Дремуков, выпускник Брянского строительного техникума, снабжал байконурцев продовольствием подполковник Олег Иванович Агейченков - выпускник Хотылевского сельскохозяйственного училища. Представителем КБ «Мотор» на космодроме Байконур трудится выпускник Любохонской средней школы Николай Михайлович Жилин.

Источник: Дополнительные материалы к учебному пособию «История Брянского края» : учеб. пособие / И.В. Алферова, В.Ф. Блохин, Г.П. Поляков, А.А. Чубур. - Брянск : Курсив, 2013. - 231 с. : ил., портр. ; 25 см.
Рекомендую к прочтению как сам учебник так и дополнительные материалы к нему не только школьникам, но и взрослым, интересующимся историей Брянского края. Очень достойное учебное пособие по краеведению.

Брянская область, от друзей, перепост

Previous post Next post
Up