История из жизни одного села

Apr 21, 2012 00:24



 Здесь сегодня весело - http://unilevel.livejournal.com/608661.html?view=31546005#t31546005

А у меня тоже есть история в тему. Мама моя родом из красивейшего села - Ущерпье, называется оно так потому, что расположено на "ущербной" территории - горы и провалы, называют их там "бугры и рвы", а образованы они краевой мореной Днепровского оледения. Это я такая просвещённая, потому что изучала динамическую геологию, а то бы и не знала, почему там почва почти из одного песка состоит, а эти бугры сложены из глины с большим количеством разнообразных камней, это их ледник откуда-то из Скандинавии притащил.

До войны в селе была церковь, расположенная на одном из таких бугров, над рекой, и видная издалека. В 1940 году её решили снести, священника арестовали и расстреляли, семью его выслали, а церковь взорвали. Икон в ней, всякой утвари, было очень много, село было богатое, церковь тоже. Люди в селе, конечно, были страшно взбудоражены и напуганы, жалко было и церковь, и себя, что остаются без небесного покровительства, и священника, что пострадал за веру. Ему предлагали отречься и прихожан призвать к безбожию, но он отказался. Церковь, некоторое время, стояла закрытая под охраной сельских активистов и милиции. А в какой-то день, летом, в село привезли большие бочки с кислотой, церковь открыли, стали снимать иконы и  опускать их в кислоту, чтобы сошёл красочный слой, из которого предполагалось потом извлечь золото; оклады, золотые и серебряные, просто сдирали и в ящики складывали; всё, что там было, вся церковная утварь, тоже забиралось. Люди бросились к церкви, плач стоял такой, как по самым дорогим умершим... Но и тут нашлись такие, которые стали помогать уничтожать иконы, особенно старалась одна баба, её Лёкса (Александра) звали, она стала к бочке и принялась опускать туда иконы, вынимала из бочки уже почерневшие доски, которые тут же рядом и сжигали.  Всё потом погрузили, бочки забрали, здание церкви взорвали и уехали.



И вдруг оказалось, что достаточно много икон люди всё же как-то спасли, попрятали, спрятали и кое-что из утвари. Хранили их по семьям, у бабушки моей тоже что-то стояло среди её икон. А Лёксу эту односельчане прокляли, как и других, помогавших уничтожить храм. До войны никакого богослужения в селе не проводилось, люди молились по своим домам, а после оккупации, как село в 1943 году освободили, приехала туда монашка, Домна, поселилась в доме, который разрешили сделать молельным (у нас говорят "моленным"), люди принесли туда те иконы, которые сумели сберечь, ещё что-то, потом там и вторая монашка появилась, Елена, после войны этот дом был вместо церкви на несколько близлежащих сёл. И меня там крестили. Правда, я вольнодумкой выросла, но традиции всегда знала и веру своих предков уважала и уважаю. В семье, на весь род, я такая одна, все очень верующие, зато я больше других начитанная, так что у меня спрашивали и про историю праздников и про разные другие вещи.

Лёкса очень тяжело умирала, долго болела, она жила недалеко от бабушки, я помню, как ей сочувствовали, но то, как она иконы уничтожала, нет-нет, да и вспоминали между собой.
Монашек в селе любили. особенно Домну, считали её чуть ли не святой, к Лене относились прохладнее, почему-то.
Потом, когда они, одна за другой, умерли, иконы забрали в Клинцовские храмы, в райцентр. В 90-е годы люди стали задумываться, что надо бы возродить церковь. Правда, дело это не делается просто так, нужны и деньги и разрешения, а село сильно обеднело и обезлюдело, оно, как и наш город, после аварии на ЧАЭС попало в зону отселения, многие уехали, особенно молодые.

В конце 90-х годов уроженец села, Анатолий Чирок, художник, со своими сыновьями, Михаилом (скульптором) и Валентином, тоже художником, поставил маленькую часовенку рядом с тем местом, где была церковь, так она и стоит пока, а люди надеются, что когда-нибудь возведут новую церковь на старом месте.

Вверху - фотография часовенки, точнее просто "моленного креста".
Ниже несколько видов Ущерпья, моего любимого села. оно расположено на берегу реки Ипуть, во времена моего детства и юности достаточно полноводной, а сейчас совсем пересыхающей, даже трудно найти место для купания.



Именно на этом бугре была церковь, это место до сих пор называет цвинтырем.



Вид на пойму реки с "цвинтыря", кое-где виднеющие голубые пятнышки - пересыхающая Ипуть.


Вид от бабушкиного дома на реку, справа - бугор, где стояла церковь, эту и прилегающие улочки зовут до сих пор "Церковлянщиной". А там, на этих буграх, где церковь стояла, деревья до сих пор растут полукругом, как бы окружая церковный двор.
Вот такая история.

память, быль, близкое, это мой мир, воспоминания

Previous post Next post
Up