Здесь сегодня весело -
http://unilevel.livejournal.com/608661.html?view=31546005#t31546005 А у меня тоже есть история в тему. Мама моя родом из красивейшего села - Ущерпье, называется оно так потому, что расположено на "ущербной" территории - горы и провалы, называют их там "бугры и рвы", а образованы они краевой мореной Днепровского оледения. Это я такая просвещённая, потому что изучала динамическую геологию, а то бы и не знала, почему там почва почти из одного песка состоит, а эти бугры сложены из глины с большим количеством разнообразных камней, это их ледник откуда-то из Скандинавии притащил.
До войны в селе была церковь, расположенная на одном из таких бугров, над рекой, и видная издалека. В 1940 году её решили снести, священника арестовали и расстреляли, семью его выслали, а церковь взорвали. Икон в ней, всякой утвари, было очень много, село было богатое, церковь тоже. Люди в селе, конечно, были страшно взбудоражены и напуганы, жалко было и церковь, и себя, что остаются без небесного покровительства, и священника, что пострадал за веру. Ему предлагали отречься и прихожан призвать к безбожию, но он отказался. Церковь, некоторое время, стояла закрытая под охраной сельских активистов и милиции. А в какой-то день, летом, в село привезли большие бочки с кислотой, церковь открыли, стали снимать иконы и опускать их в кислоту, чтобы сошёл красочный слой, из которого предполагалось потом извлечь золото; оклады, золотые и серебряные, просто сдирали и в ящики складывали; всё, что там было, вся церковная утварь, тоже забиралось. Люди бросились к церкви, плач стоял такой, как по самым дорогим умершим... Но и тут нашлись такие, которые стали помогать уничтожать иконы, особенно старалась одна баба, её Лёкса (Александра) звали, она стала к бочке и принялась опускать туда иконы, вынимала из бочки уже почерневшие доски, которые тут же рядом и сжигали. Всё потом погрузили, бочки забрали, здание церкви взорвали и уехали.
И вдруг оказалось, что достаточно много икон люди всё же как-то спасли, попрятали, спрятали и кое-что из утвари. Хранили их по семьям, у бабушки моей тоже что-то стояло среди её икон. А Лёксу эту односельчане прокляли, как и других, помогавших уничтожить храм. До войны никакого богослужения в селе не проводилось, люди молились по своим домам, а после оккупации, как село в 1943 году освободили, приехала туда монашка, Домна, поселилась в доме, который разрешили сделать молельным (у нас говорят "моленным"), люди принесли туда те иконы, которые сумели сберечь, ещё что-то, потом там и вторая монашка появилась, Елена, после войны этот дом был вместо церкви на несколько близлежащих сёл. И меня там крестили. Правда, я вольнодумкой выросла, но традиции всегда знала и веру своих предков уважала и уважаю. В семье, на весь род, я такая одна, все очень верующие, зато я больше других начитанная, так что у меня спрашивали и про историю праздников и про разные другие вещи.
Лёкса очень тяжело умирала, долго болела, она жила недалеко от бабушки, я помню, как ей сочувствовали, но то, как она иконы уничтожала, нет-нет, да и вспоминали между собой.
Монашек в селе любили. особенно Домну, считали её чуть ли не святой, к Лене относились прохладнее, почему-то.
Потом, когда они, одна за другой, умерли, иконы забрали в Клинцовские храмы, в райцентр. В 90-е годы люди стали задумываться, что надо бы возродить церковь. Правда, дело это не делается просто так, нужны и деньги и разрешения, а село сильно обеднело и обезлюдело, оно, как и наш город, после аварии на ЧАЭС попало в зону отселения, многие уехали, особенно молодые.
В конце 90-х годов уроженец села, Анатолий Чирок, художник, со своими сыновьями, Михаилом (скульптором) и Валентином, тоже художником, поставил маленькую часовенку рядом с тем местом, где была церковь, так она и стоит пока, а люди надеются, что когда-нибудь возведут новую церковь на старом месте.
Вверху - фотография часовенки, точнее просто "моленного креста".
Ниже несколько видов Ущерпья, моего любимого села. оно расположено на берегу реки Ипуть, во времена моего детства и юности достаточно полноводной, а сейчас совсем пересыхающей, даже трудно найти место для купания.
Именно на этом бугре была церковь, это место до сих пор называет цвинтырем.
Вид на пойму реки с "цвинтыря", кое-где виднеющие голубые пятнышки - пересыхающая Ипуть.
Вид от бабушкиного дома на реку, справа - бугор, где стояла церковь, эту и прилегающие улочки зовут до сих пор "Церковлянщиной". А там, на этих буграх, где церковь стояла, деревья до сих пор растут полукругом, как бы окружая церковный двор.
Вот такая история.