Я всегда читала много, правда, художественной литературе предпочитала научно-популярную, научную, о вещах, в которых я разбиралась, справочную и подобную познавательную. Читала, конечно, и художественную литературу, но там больше всего любила примечания и комментарии, поэтому увлекалась какими -нибудь толстыми томами, где было много всяких
(
Read more... )
В каком же возрасте эта книга должна показаться великой?
Может, я тоже прошёл тот возраст, купив журнал "Москву" на кемеровском вокзале (1967-й, кажется, год - начало в 11 или 12 нумере, а продолжение через номер)?
Признаюсь, значительно более писательски зрелой для меня была и остаётся "Белая гвардия".
"Мастер и Маргарита" слишком привязана к реальной Москве 1920-х и 1930-х, к окололитературному быту, к атмосфере "4-й полосы" газеты "Гудок", где работал Булгаков. Воланд и команда оттеняют и усмешняют забавно-монструозный тот быт, а история Иешуя и Пилата - как бы контрапункт, густая ночная тень - настоящая комедия без трагедии не бывает, и наоборот, они рука об руку ходят - тут можно всмпомнить могильщиков из "Гамлета", одна из самых смешных сцен у Шекспира, смешней его "чистых" комедий.
Булгаков мог бы развиться в гения. Он всемогущ, как писатель. "Мастер и Маргарита" - этюд, в сущности пустяк, набросанный рукою Мастера. Но, конечно. этот Мастер - Моцарт.
А взялся бы за что-то масштаба "Войны и мира? "Белая гвардия" - роман ещё, в сущности, молодого человека, чего там, 30 лет с небольшим.
Ах, что-то увлёкся.
В общем я Вас понимаю насчёт "Мастера и Маргариты". Мне в своё время роман жутко, до колик понравился, но великим не ста.
Reply
Reply
Приятно встретиться с человеком, похоже думающим.
Reply
Leave a comment