Размышления дилетанта о любительской поэзии

Apr 06, 2011 23:22


     В общем, решила я, что давно не демонстрировала свой глубокий внутренний мир! А тут и тема появилась - любительские стихи. Те самые, которые мы, на радость своим коллегам, друзьям и близким, сочиняем по какому-нибудь поводу и дрожащими от волнения голосами читаем в семейно-дружески-застольной обстановке.  Категорически их приветствую, потому что тут выходит двойная радость - для автора, который получает массу комплиментов и для адресата (правда, реже). Вопросов к такому творческому самовыражению нет, если только автор, у которого утратилось вдруг чувство самосохранения, не вздумает обнародовать их ещё где-нибудь. Это уже чревато членовредительством от какого-нибудь особо нервного слушателя или читателя.

    Но бывают авторы, которые стихи подобного уровня пишут бойко, много и по всякому поводу, так что юбилеев и других памятных событий начинает не хватать. Тогда, что остается? Радовать всех окружающих своими творениями! Это тоже хорошо! Почти всегда на такие стихи находятся и ценители, автору бурно хлопают, просят повторить, восхищаются им. Про всё пишут  - о любви, повигах, доблести и славе, нет для них темы, которая показалась бы слишком сложной. И это замечательно! Но, войдя во вкус, автор уже желает видеть свои стихи напечатанными, а то и изданными отдельным сборником! И вот тут, на мой взгляд, происходит следующее: опубликованные стихи привлекают внимание не только благодарных и нетребовательных слушателей и почитателей "своего круга" , но и всяких прочих людей, среди которых оказываются и такие, которые высказывают критические замечания. Ну, если автор не потерял несколько ироничный взгляд на плоды своих творческих мук, то он обычно не обижается, соглашается с тем, что ему надо учиться, расти и проч., и проч., и проч.!.. А вот если автор уверовал в сой полноценный поэтический талант, то просто горе! Любая критика воспринимается, как личная обида.

Вот, на мой, дилетантский,  взгляд, какие стихи, даже опубликованные в самых-самых уважаемых изданиях, являются любительскими? Это стихи, где а) бедная рифма, б)банальные мысли, в) вторичность смыслов и образов, г) отсутствие перспективы, т.е., про что написано - про то и написано.  Есть и ещё признаки, конечно, ведь в настоящей поэзии, будь она рифмованной или нет, с чётким римом или без всякого, ясно слышимого, ритма всегда присутствует нечто, что делает рядом поставленные слова открытием для читателя. В общем, поскольку я дилетант, то теоретическую часть на этом заканчиваю и перехожу к объяснительной.

У меня в ЖЖ часть взаимных френдов отобрана по той причине, что в их блогах я встречаю стихи, которые мне очень нравятся! И моя сегодняшняя запись не имеет к ним ни малейшего отношения, у них замечательные, умные, настоящие стихи! А данный пост вызван  огорчением от уровня очередной поэтической подборки в нашей местной прессе.  Причём, как раз, тем обстоятельством, что никакой критики в адрес авторов не принимается ни самими авторами, ни редакцией. Печально!

Не считаю возможным приводит примеры таких любительских стихов без согласия авторов, но одно, автор которого не потерял ещё чувство реальности, всё же приведу. С его согласия, разумеется. Оно никогда не было опубликовано, т.к. автор не только не считает себя настоящим поэтом, но и стихи свои называет "рифмострОками".

***

Я помню: детство, ночь, прохлада...
В чужом саду забор высок!..
Он был невыразимо сладок -
Запретных яблок терпкий сок.

Смеялись мы, презрев опасность!
Услышав наш весёлый гам
Хозяин, в бешенстве напрасном,
Ггрозил крапивой по ногам!
              ---------
И в жизни взрослой и понятной,
Круша обыденности хлам,
Я вновь хочу запретных яблок,
И пусть - крапивой по ногам!

филосоция

Previous post Next post
Up