Сегодня начинаю публикацию воспоминаний своего двоюродного дедушки. Он был обычным человеком, жившим и выжившим в самые трудные и смутные годы 20-го века. Здесь будет только то, что может показаться интересным постороннему человеку, все подробности, которые касаются родственников, опускаю. У нас не очень часто появляются воспоминания обычных людей, считается, что право на них есть лишь у известных личностей, они были участниками той настоящей, БОЛЬШОЙ жизни, о которой пишутся книги и снимаются фильмы. Да и простые люди не столь часто считают свою жизнь достойной описания, мы ведь не всегда терпеливо выслушиваем даже их устные рассказы о прошлом, а вот уходят они и понимаешь, что прошлая эпоха оказывается не до конца понятной и какой-то безликой, как будто там жили и действовали сплошь маршалы, великие политики, знаменитые писатели, поэты, музыканты и актёры. Но ведь жили и они, те, без кого "народ неполный".
Итак, воспоминания Копацого Дмитрия Степановича, написанные им в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века.
ВСТУПЛЕНИЕ.
В народе говорят, что если человек за свою жизнь посадил хоть одно дерево, значит, он прожил жизнь не напрасно.
И вот, переоценивая прожитую жизнь с высоты 70 с лишним прожитых лет, я задумываюсь, посадил ли дерево я? С этой целью я давно решил написать о прожитой мною жизни, взглянуть на пройденный путь, описать все происходившие события, в своем понимании сейчас. Описать те стороны жизни, о которых не прочтешь в литературе, а если и проскальзывает, то в очень кратком освещении так, что современному человеку понять трудно.
Человек живет по закону природы. Родился, жил со всякими горестями и радостями. Умер. И, пройдет небольшой промежуток времени, и о нем забывают. От его существования не останется никакого следа, а ведь жизнь, каждого в отдельности человека - это маленькая частица истории страны. В далекие времена, когда только начиналось развитие письменности, отдельные личности вели свои записи, «Летописи», из которых историки, по отдельным крупицам, восстанавливают историю. В одной из детских передач «Один за всех и все за одного» ведущий передачи обратился к детям с вопросом: «Кто твои предки?». Об отце еще кое-кто рассказал, а вот о дедушке уже никто ничего не знал, потому, что на эти темы у нас с детьми разговоры не ведутся. Детям это слушать неинтересно, так как у них есть другие развлечения - кино, телевизор, радио, спорт и разное другое. Они очень развиты, чтобы слушать скучные рассказы дедушки или бабушки. Другое дело, когда единственным развлечением детей было послушать рассказы стариков, бывалых, проживших большую жизнь. Тогда дети знали, кто были его не только дедушка и бабушка, а, также прадедушки и прабабушки.
Решение написать свою биографию созрело давно, но я все откладывал, не хватало духа и, к тому же, нужно ли это? А, потом, решил, что нужно. Может быть, какой-либо потомок из моего рода смахнет с пожелтевших страниц пыль и наберется терпения прочесть о давно прошедших годах не из литературы, выпускаемой для всеобщего пользования, а из летописи далекого предка. Литература и история отражают политику того государственного строя, в котором они создаются и, зачастую, факты подтасовывают под выбранное направление, носят характер агитационный, восхваляя хорошие стороны, замалчивая неприятную действительность.
Итак, я решил написать свою биографию, так как дальше откладывать некуда - могу не успеть. А прочтет её кто или нет, не знаю.
Глава 1.
Родился я, предположительно, в 1904 году 26 октября, по старому стилю. Почему я пишу «предположительно», потому, что в день крещения поп не записал меня в книгу регистрации, а ведь церковь была единственным учреждением, которое ведало регистрацией. И так я, нигде не записанный, жил до 11 лет и только тогда, когда при поступлении в гимназию, потребовали метрическую запись, обнаружилось, что меня не записали в церковную книгу. После опроса матери и кумовей, поп, без всякой волокиты, запись восстановил. За точность года я ручаюсь, так как родился в период японской войны, осенью - это год 1904, а вот число сомневаюсь. Но, поскольку меня нарекли Дмитрием по поповским святцам, где на каждый день месяца были записаны имена мужские и женские, а по святцам Дмитрий 26 октября, то в метрической выписке так и записали: 26 октября 1904 года у жителя деревни Писаревка Ущерпской волости, Суражского уезда, Черниговской губернии крестьянина Копацкого Степана Степановича и его жены Копацкой Анны Юрьевны родился сын Дмитрий. Так я приобрел право на жизнь.
Семья, в которой я родился, была большая, зажиточная. С момента, когда хорошо помню, в семье было 17 человек. Во главе семьи был дедушка Степан Елисеевич, который
благодаря своему природному дарованию нажил всё сам, с нуля, прожил долгую жизнь и умер голым в чужой хате. Вот с дедушки я и начну свое повествование в тех пределах, которые знаю или помню из его рассказов, рассказов отца и матери.
Глава 2 (Дед)
Мой дедушка Степан Елисеевич, по сути - это тот корень, от которого всё произошло за сто с лишним лет. Своих родителей дедушка не знал, так как остался в раннем детстве сиротой. Я его помню уже стариком, но крепким. Был высоким, стройным, седым, как лунь, с большой лысиной, с умеренной седой бородой и усами. Ходил в длинной холщовой рубашке подпоясанной веревкой, в холщовых же штанах и лаптях. Не курил. Пил в редких деловых случаях и только натощак. Был фанатично религиозен и глубоко верил в Бога. Водил крепкую дружбу с попом (которого почему-то звали Шпундой) и который часто бывал в нашем доме. Сам был совершенно неграмотный, но считать умел. Матерно не ругался. Черта никогда не вспоминал. Самыми его ругательными словами были: «Будь ты неладна» и «Будь ты заклято», что за «заклято» и где он его подхватил, не знаю. Хотя сам был неграмотный, но на уроках прожитой своей жизни многое увидел, узнал и, как говорится, «намотал на ус». Во время своих отходнических промыслов сводил знакомство с грамотными людьми. Детей своих обучил грамоте и не препятствовал обучению грамоте своих внуков.
Родился он при крепостном праве. Он, и его старший брат с младенческих лет жили при помещике (отец дедушки, мой прадед, был женат четыре раза. От первых браков у него был сын Евсей, а от четвертого, сын Степан - мой дедушка.). Как жили крепостные и дворовые, я описывать не буду, то описали писатели. Дедушка при дворе помещика был «мальчиком на побегушках» или как их называли «казачёк». За всякую провинность был наказуем, потому, наверное, и нас, детей, за малейшую шалость наказывали. Кое-что из его рассказов и мне пригодилось в моем детстве. Например, он говорил: «Если тебя раз позвали, а ты в силу каких-то причин не отозвался, то на второй и последующие зовы не отзывайся, а ожидай, когда к тебе придут. В этом случае ты сможешь оправдаться тем, что не слышал и наказание будет менее жестокое. Но если отозвался на второй или третий зов, то тут уж пощады не жди." Так поступал и я в детстве.
Когда дедушка подрос и мог управлять лошадьми, стал у пана кучером. Ездил с паном в город и к соседям-помещикам. Все, что видел хорошего и достойного запоминал на будущее.
После отмены крепостного права, по установленной норме, получил надел земли на двух мужчин в размере четырех гектаров и больше ничего, да и эту землю надо было выкупить. Чтобы выкупить землю, нужны были деньги, а где их взять? Старший брат был слепой (когда он ослеп и почему, я не знаю). Поэтому дедушка нанялся кучером, а старший брат оставался на хозяйстве. Пословица «Всякий своему счастью кузнец» не утратила своего значения и теперь, а тогда особенно. Видя, что кучерство кроме понукания ничего не дает, он занялся отходничеством. В осенне-зимнее время работал в лесу лесорубом. Потом связывали лес в плоты. Весной плоты сплавляли по рекам Ипуть, Сож и Днепр до Херсона. К этому времени, на Украине начиналась уборка. Дедушка обзаводился косой и пешим ходом отправлялся домой, по пути нанимаясь на уборочные работы. И так, от села к селу. Приходил домой где-то к «Покрову» т.е. к 1 октября по старому стилю. И так несколько лет. Поднакопил деньжонок, женился на такой же, как и он, беднячке без приданного, купил кобылёнку и стал заниматься сельским хозяйством, так как пришел к выводу, что домашняя копейка дороже чужого рубля. До работы был жадный, при домашних условиях, где только мог, старался подработать. В воскресные дни и праздника занимался охотой. По дому делал всё сам. Труды стали давать свои результаты. Стали поднимать хозяйство. В деревне его уже стали называть «Скоробогатый». Ну, а раз человек трудится, имеет какой-то имущественный ценз, к тому же человек бывалый, то его избирают сотским старостой, в должности которого он был несколько лет. Уже в моё время его старики называли «Скоробогач» или «Староцкий». Несколько лет арендовал у помещика озеро и часть река, протекавшей по панской земле, где познакомился на рыбалке с лесным сторожем и, за вечерней ухой, поженили своих детей.
У деда с бабкой было трое сыновей Степан, Афанасий и Прокопий. После первого сына (моего отца), долго не было детей, а потом, что-то лет через 10-12 появилось ещё два сына. Той земли, которую получил при отмене крепостного права, было мало, особенно для тех семей, в которых было много женщин. Крестьяне разорялись и уезжали из деревни, а дедушка чувствовал себя крепенько, землю у них покупал и богател без применения наёмного труда. Местные крестьяне объясняли это тем, что его жена колдунья. Бабушку звали Татьяна. В противоположность деду была маленькая и сухощавая, очевидно сыновья и мы, внуки унаследовали её стать. Помню её хорошо. Умерла она в 1915 году где-то в январе месяце. На постную кутью (это 5 января, перед крещением), после суточной голодовки, выпила святой воды, заболела и, вскорости, умерла.
Уже к началу первой мировой войны в хозяйстве у дедушки было около сорока гектаров всех земельных угодий (пашни, болота, луга), 13-14 штук крупного рогатого скота, включая молодняк и 4-5 дойных коров.
Продолжение следует.