Самообман

Dec 14, 2013 23:56

Посмотрел запись ижевской "открытой кафедры" с Ириной Богушевской. При всех красотах ее рассказа одна мысль в нем меня покоробила. Тезисно: Болотную мы профукали, наше поколение уже ничего не изменит, надо вкладывать в детей, если повезет, они вырастут другими, более лучшими людьми. Это настроение последний год звучит много откуда. Из колонок того же Прилепина, например. А что, идея красивая.

Как нельзя кстати будет вспомнить, что в годы застоя подобный ход придумало и реализовало талантливейшее поколение ученых, объединенных брендом "методологи". Вместо того, чтобы идти в политику и управление, спасая страну as is, было решено пропускать политиков и управленцев через ОДИ в расчете, что они вернутся в систему другими людьми и сами ее переделают. Справедливости ради отметим, что многие из методологов (по памяти - отмечал это в текстах П. Щедровицкого, Никитина, Малиновского) сами признавались в том, что подход не сработал. Политики и управленцы прекрасно играли в игры, понимающе кивали, в понедельник приходили на свои рабочие места и натурально как бараны продолжали работать по-старому. После распада Союза умные люди снова говорили умные слова, но ничего не росло и на либерально-рыночной почве: "кадровый резерв" Кириенко в ПФО обернулся пшиком, реформированная РАО ЕЭС продолжает гробить экономику страны, Росатом пока тоже не удивляет, хоть и шевелится. Все тоже самое мы могли лично видеть и в Ижевске: за последние десять лет город буквально вытоптан постоянными гастролями всех главных методологов страны, но корреляции с реальным режимом хозяйствования и управления не усматривается. То есть, сбой оказался системным, многократно повторяющимся в различных окружающих средах.

Ну вот и с креакловским "развитием через детей" та же история.

Если на бытовом языке: не нужно прятать собственную лень, тупость и лузерство за телами тех, кто будет вступать во взрослую жизнь через двадцать лет. По глубине благородства это выглядит примерно так же как обещания обещалкиных через -цать лет удесятерить ВВП. Не можешь сделать - хотя бы признай, это будет точкой отсчета.

На языке более научном: управление образованием не может само по себе сформировать содержание и вектор развития. И уж тем более опасно подменять ориентацию на развитие выдвижением образования на первый план любых стратегий.

Усиливать человеческий капитал сейчас и на перспективу никогда не будет лишним. И все же, хороший полководец возьмет город "с теми писателями, которые есть".

социология

Previous post Next post
Up