Алма-Ата, январь-апрель 2011

Apr 10, 2011 00:44


В начале этого года мне посчастливилось принять участие в подготовке к запуску проекта Tele2-Казахстан. Не буду раскрывать подробности, тем более, сам запуск состоится на днях. Более важна формальная сторона - серия командировок в Алма-Ату (именно там, а не в Астане базируются штаб-квартиры крупного казахского бизнеса) и то, что удалось в них увидеть.

Я ехал со странными чувствами, - просто, не знал, чего ждать. А возвращался с еще более странными.

Для меня очевидно, что по уровню инфраструктуры и госуправления Казахстан ушел далеко вперед России. Бензин на 20-25% дешевле, НДС 12%, НДФЛ 12%; раньше, чем в России проведены пенсионная реформа и реформа образования. Шикарные по русским меркам дороги. Русский сохранен в качестве официального языка. Общество адекватно живет в многонациональном режиме. В политике нынешнее ЕдРо неспособно даже близко воспроизвести результат Назарбаева. Плохих вещей, по сути, две - медицина и то, что НАН не молодеет. А преемников нет, это заметно. Но хотя бы меньше безволия и лени в обществе. Страна на пороге реальной модернизации. Пусть не ослепительного нано, но на уровне азиатских тигров.

Скорее всего, и в части сотового бизнеса Казахстан выглядит для шведов перспективнее России: лицензии на всю территорию, два, а не три конкурента, есть 3G, в разы лучше инвестиционный климат.

Ну а сама Алма-Ата остается жемчужиной Средней Азии. Красивый, богатый, зеленый город в предгорьях ослепительного Тянь-Шаня. Целая россыпь первоклассных туристических объектов в радиусе 300 километров: Иссык-Куль, Чарын, Капчагай, Каракол. Горнолыжный курорт Чимбулак и каток "Медео" и еще масса красивых гор непосредственно в городской черте. На расстоянии короткого перелета - Китай, Индия, Узбекистан. Временами мешают разве что смог, скапливающийся в городской котловине, да повышенная сейсмическая опасность.

Подобно Москве, Алматы активно используют труд мигрантов в обслуживающей сфере: киргизы, китайцы, и, как ни странно, турки (доминирующий фаст-фуд - аутентичный турецкий донер). Цены на общепит как у нас, порции вдвое больше. 20 лет не могут открыть метро, а автобусы (10 рублей поездка) работают не идеально (интересная особенность - на остановках автобус может стоять по минуте-две, собирая людей, их дополнительно зазывает кондуктор, выкрикивая ключевые точки маршрута). Поэтому основной тип перемещения - поднять руку и ехать на частнике. Страшно только на первый взгляд, потом начинаешь разбираться в деталях: "бэшки" дешевле "ашек". А - это код города, B - области. Неблагоприятная репутация преступных южан у H и X - Тараза и Чимкента. Город стекает вниз с гор, расположенных на юге. Поэтому на всех местных картах юг - сверху, как будто в южном полушарии. "Вниз" в городском сленге - синоним севера и закрепление физического факта: действительно, север - он ниже. Парадокс, но в газетных разделах "аренда квартир" часто мелькает - "только славянам".

Алма-Ата перед отъездом подарила красивейшую городскую легенду. Если темным вечером или ночью ехать по городу, то на центральных улицах, то тут, то там можно встретить людей с огромными связками накачанных гелием воздушных шаров. Эти торговцы как зомби идут без остановки не по тротуару, а вдоль проезжей части. Считается, что это наркодилеры. Хотя, шарик тоже можно купить.

А еще - вернула забытую привычку пить чай с молоком.

Перед проектом я шутил с коллегами: от нас до Алма-Аты - как до Барселоны, только в другую сторону. А это практически правда: и в парке Кок-Тобе, и в парке Тибидабу чувствуешь себя на вершине мира.

Фотографии - тут и тут.

путешествия

Previous post Next post
Up