May 30, 2010 21:30
Одним из продуктов цивилизации является образ жизни, уклад. В традиционных культурах уклад всегда единообразен, он является доминантой материальной культуры. Еще пять минут назад кочевник-туарег трогал руками свои гениталии, а уже сейчас он, слегка брызнув на них одеколоном, давит туристу апельсиновый сок. Можно этим брезговать, но обвинять в отсутствии аутентичности и внутренней логики традиционную культуру нельзя. В конце концов, как говаривал Джеймс Джойс, англичане считают себя самой чистоплотной нацией, но не они ли первым делом ставят сортиры всюду, куда приезжают?
Образ жизни - он как соционический тип: лучше понять и принять, чем биться головой о стену.
В 19-20 веке принцип доминирующего уклада был торперидирован сразу на двух контитентах. В США - в большей степени в сфере политики и общественных движений. В Европе - во многом благодаря идее "культурного прецедента". В результате, в ареале распространения позднего индустриального общества, на значительной части земного шара, вот уже почти сто лет можно быть разным и не быть за это изгнанным из общества или убитым. Это занятное достижение, на самом деле, ведь раньше человек с таким подходом практически не сталкивался. Естественно, "дозволено" далеко не все. Например, нельзя заниматься сексом с несовершеннолетними или употреблять наркотики. Не стоит говорить постронним о религиозных чудесах, свидетелями которых вы были, и совершенно не полезно грубить шерифу. Но это мелочи. Расстановка красных флажков постоянно меняется, но поле, которое они маркируют, весьма широко. Хотя, с точки зрения некоторых течений в западной и восточной мысли, оно напоминает скорее тюрьму.
Институционально за укоренение культурного плюрализма в теле общества отвечают города и мегаполисы. Мир современных индустриальных городов в полной мере отражает сущность окружающей их вероятностной вселенной Бора и Шредингера. Западный город - это пространство возможностей, в котором ты можешь стать кем угодно, но ни в одной из этих ролей не найдешь себя до конца.
Странное государство под названием Советский Союз в 20 веке совершило, казалось, невозможное: выполнило "индустриальный рывок", пропустив, не посчитав важным, развитие городской культуры. Это было логичным с точки зрения демографического состава населения, это отвечало геополитическим задачам, это породило совершенно чудовищную, негодную для жизни, материальную культуру, но дало определенный результат. Союз "прыгнул" в индастриал наравне с конкурентами, а не как КНР, питаясь объедками с барского стола (именно поэтому никакие параллели здесь не уместны, Китай не летал в космос и не изобретал атомную бомбу).
Это привело и ко вполне понятным последствиям: после тяжелого поражения советской империи в холодной войне оставшееся на постсоветском пространстве население (там, где оно еще не утратило технологии и не выпало из мировой экономики) занимается, по большому счету, одним делом: пытается сыто жить. Лечить аномалию бесполезно ровно в той же степени, в какой излишне останавливать очередного спасшегося после кораблекрушения, до конца жизни таскающего под матрас сухари.
Поняв это, я перестал расстраиваться по поводу того, что в России так мало городской культуры. А ведь, на секундочку, если задуматься, то в моей посведневной жизни нет ни одной культурной технологии, изобретенной в России. Экспортировано - абсолютно все. Потому что талоны и очереди, слава богу, пока не возвращают.
Из этой ситуации есть два выхода.
Первый - самый логичный. Хотя Шереметьево-2 недавно переименовали, анекдот все равно остался. Здесь нужно понимать простую вещь: в связи с тем, что западная городская культура содержит многократно больше степеней свободы (даже на уровне повседневной жизни), эту разницу надо как-то конвертировать в конкретный жизненный результат. К свободе нужно быть готовым, а язык учится за три месяца. Правда, здесь есть железобетонный запасной выход: принять эмиграцию ради детей. То есть, самому сдохнуть, в общем, не пожив ни для чего, но потомство - укоренив в лучшей почве. Детей для этого сценария желательно иметь много, а не двух или трех. Кстати говоря, подобный сценарий, будучи массовым, не ведет по умолчанию к гибели русской культуры, но превращает русских в этакую транс-нацию без государства вроде евреев или армян.
Второй выход - самый непонятный - русская проектность. Жить здесь - ради чего. "Просто жить" - очевидно не подходит: советский образ жизни был заточен на героические достижения, а не на быт, да и искусство генплана (который очень хреново, но балансировал территорию), похоже, безвозвратно утрачено. Перспектива рожать детей в очередной "град обреченный" не самая радостная: это про плохую карму. Медленно строить здесь правильный западный уклад (читай - экспортировать образы жизни) тоже не получится, цацки закончатся, как только закончится нефть. А тут еще и сам уклад имеет очевидно фазовый характер и всего бенефиты могут испариться раньше, чем мы успеем их перенять. Ведь "каменный век закончился не потому, что закончился камень". Поэтому вопрос о русской проектности в этом мире не надо игнорировать, и хорошо, что он еще стоит.
Но, между тем, есть и третий выход, самый советский. Это - новый прорыв. Война, катаклизм, всеобщая мобилизация. Несмотря на наросший жирок, население к этому полностью готово. Пирамиду Маслоу пока никто не отменил. А в нынешнем мире практически нет настоящей востребованности. Уверен, что на территории СССР самый большой процент населения по первому зову погрузится на условный звездолет к туманности Андромеды. Все, кто родился в СССР (как минимум - до перестройки), родились солдатами. И, независимо от того, нравится им это или нет, военные билеты им еще никто не обменял на мирные паспорта.
социология