2. Созимский и Лесной: романтика бараков и тюрем

Aug 29, 2020 16:57


После крупного Рудничного с размахом его заброшенных и незаброшенных многоэтажек Созимский показался компактным и умиротворенным. Мы оставили машину у магазинчика с гордым названием «Торговый дом на набережной». У торгового дома установлена велопарковка, над которой мы сначала посмеялись, но потом поняли, что здесь это не дань моде, а необходимость: многие жители действительно ездят по поселку на велосипедах.





Поселок был основан в 1939 году при строительстве Кайского целлюлозного завода. Сюда сразу же завезли депортированных немцев Поволжья. Немцы, наверное, от природы не умеют строить убогие бараки, поэтому Созимский украшают такие вот теремки с острыми крышами. Они на 2 или 4 квартиры и в основном наполовину заброшены.



Теремки стоят в ряд на Набережной.



Можно увидеть все сразу со стороны пруда, если спускаться у амбулатории.



А вот и сам пруд.



Остальные дома выглядят не так интересно, но все равно своеобразно, не похоже на стандартные прямоугольные бараки. Немного напоминает Каринторф.



За домами находятся дровяники, гаражи, вольеры с собаками и курятники. При нашем появлении везде раздавался лай, кудаханье кур и кряканье уток.



Дома на главной улице самые большие, сзади видно, что они Т-образной формы. Здесь нет сайдинга, профнастила и металлочерепицы. Все абсолютно одинаковое, не тронутое временем.



В Созимском функционирует Управление по работе с учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, относящееся к системе ФСИН России. Поэтому форму сотрудника ФСИН здесь можно встретить часто.



А целлюлозный завод сейчас заброшен, его можно увидеть на окраине поселка.

Но с нас на сегодня заброшенных заводов хватило, и мы поехали в Лесной. Первым пунктом нашей программы была заброшенная ж/д станция. Само здание не изменилось с нашего прошлого посещения.



Через выломанные двери касс все так же льется яркий свет.



Потом мы прошлись по путям с брошенными на них вагонами, и наше внимание привлек необычный вагон без окон.



Мы зашли в него, и у нас просто сперло дыхание: это был вагонзак.



В купе-клетке заключенных нет окна и столика.



Помимо вагонзака на бывшей станции Лесная есть самые разные вагоны: закрытый товарный, цистерна, лесовозный, пассажирский, почтовый. Как будто кто-то специально собирал коллекцию.

Мы немного проехались вдоль железной дороги и нашли лесозавод, на котором трудятся заключенные. Лесной - центр Вятского управления лесных исправительных учреждений.



"Добросовестный труд - путь к условно-досрочному освобождению" - написано на бумаге в руках у человека в зеленом.



Теперь уже мы поехали в сам поселок. Мы хотели снова попасть в заброшенную школу и пройтись по тем кабинетам, где не были в прошлый раз. На этот раз мы прошли через главный вход, который раньше не видели (может, он был тогда завален снегом).



Вопреки завету Ленина, учиться здесь больше никто не будет.



Но школа в этот раз нас разочаровала: почти везде разобрали полы, из них торчали гвозди, и пройти было особо некуда. Хотя по этим разобранным полам от нас зачем-то бегала стайка мальчишек.



После школы мы решили немного прогуляться по поселку. Сразу от школы идет тихая улочка с одинаковыми деревянными домами явно не русского происхождения, как и в Созимском. Но эти дома на одного хозяина и с большой застекленной верандой.



Дошли до самого главного и красивого здания - конечно, это Вятское управление лесных исправительных учреждений при ФСИН (и еще прокуратура). А администрация поселка находится на периферийной улице в одном небольшом доме вместе с полицией и МФЦ.



На том же пятачке находится детская школа искусств и библиотека - здание вроде не заброшенное, но выглядит неважно.



В поселке полно мелких магазинчиков. А универмаг как-то остался не у дел.



Единственное кафе в Лесном, в котором мы собрались было поужинать, оказалось закрыто по причине того, что бармен не вышла на работу, так что больше нас в этом месте ничего не задерживало. Мы поехали домой, полные впечатлений из другого мира: жутковатого мира заброшек, бараков и тюрем, по сравнению с которым наш Слободской кажется оплотом цивилизации. У себя мы будем ходить в супермаркеты, заказывать суши на дом и получать товары из Интернет-магазинов через пункты выдачи. И вспоминать при этом поселки, где все живут в деревянных бараках 30-х годов, где дети играют в заброшенной школе и где свободу от несвободы отделяет только деревянный забор с колючей проволокой.

на поезде, Россия, на выходные из Кирова, руины, архитектура, Кировская область, на машине

Previous post Next post
Up