Мы подошли на спрятанный за «Россельхозбанком» разъезд Новый в
Кирово-Чепецке - конечную станцию Каринской УЖД. На станции было много людей: это и явные туристы, и бабушки-дачницы. Маленький, как будто игрушечный поезд подъехал по расписанию.
Садоводы выстроились в очередь в закрытые вагоны, субсидированные городской администрацией, где проезд стоит 26 рублей. А весело щебечущие люди с фотоаппаратами наперевес спешили занять места в специальном открытом туристическом вагоне - нововведении этого года. Проезд в нем стоит 200 рублей, но все желающие еле поместились. Интерес к Каринской УЖД явно возрос с тех пор, как она принадлежит АНО «Музей железных дорог».
Поезд не отправлялся, пока кондуктор всех не обошла. Нас очень порадовали билетики: на обратной стороне напечатаны красивые цветные фотографии Каринской УЖД.
Наконец вагончик тронулся. В открытом вагоне совсем другие впечатления: обдувает ветерок, в лесу чувствуется запах сосен, иногда залетают шмели и стрекозы. Всю поездку вы ощущаете незабываемую тряску, и сложно разговаривать из-за громкого скрежета, заглушающего любые звуки. Но в этом и все удовольствие. Главный вид на маршруте - река Чепца с железнодорожного моста.
Время в пути проходит незаметно, и вот уже поезд остановился в Каринторфе. Красные вагоны - более комфортабельные, они были восстановлены музеем.
Дети сразу набросились на тепловоз, на который можно влезть по лесенке и сфотографироваться. Мы это уже делали
в прошлый раз, поэтому не стали расталкивать ребят локтями.
Рядом с нашим ярким отреставрированным поездом на других путях стоял заброшенный состав, наглядно иллюстрирующий, насколько техника нуждается в заботливых руках и постоянном уходе.
Те, кто приехал на экскурсию, разделились на две группы. В одной экскурсоводом была местная жительница Каринторфа, в другой - сам Евгений Стерлин, учредитель АНО «Музей железной дороги». Мы пошли к Евгению, рассчитывая получить больше информации по технической части, хотя, конечно, было бы также интересно узнать и о жизни в оторванном от «большой земли» Каринторфе из первых уст.
Начали мы с того, что перевели стрелки, в самом прямом смысле этого выражения. Вручную и с помощью детей, которые были в восторге от такой возможности.
Нам также показали мотодрезину, называемую в народе «бешеной табуреткой» и научили кататься на ручной дрезине. Покататься на дрезинах можно за отдельную плату.
Закапал дождь, и мы заторопились зайти в депо, которое сейчас выполняет еще и функции музея.
Депо просто супер, абсолютно не испорченное современностью. Здесь есть токарный и фрезеровочный станки. Специальности токаря и фрезеровщика повсеместно вымирают, потому что современные станки компьютеризованы, достаточно задать нужные параметры, и они сами выточат то, что надо. Но на Каринской УЖД пользуются старыми технологиями, и умелые токари здесь на вес золота. В периоды половодья Каринская УЖД - единственная связующая нить между Каринторфом и остальным миром. И тут речь идет не только о возможности многих людей попасть на работу и учебу, но и о вызове бригады скорой помощи, полиции, о подвозе продуктов в местные магазинчики. Поэтому очень важно в случае поломки (а вся техника старая) оперативно выточить новую деталь, а не заказывать ее где-то в другом городе.
Почта тоже ездит по Каринской УЖД, как и инкассаторы Сбербанка - для них в почтовом вагоне специально оформлен отдельный закрытый уголок. И, да, тела усопших тоже возят в город в грузовом вагоне. А также бытовую технику и вообще, все-все. Даже как-то перевозили поросят.
Музею железной дороги повезло: большинство экспонатов достались ему вместе с депо. Например, такие вот старые плакаты. Как видите, нарушителям трудовой дисциплины было, что терять.
Также где-то среди хлама годами валялась в депо картина заслуженного художника России Виктора Кашина. Масштабное полотно изображает торфоразработку. Я не особо разбираюсь в искусстве, но его же картина «Слободская меховщица» выставлена в Интернете за 2500-4000 долларов США.
Но некоторые экспонаты все-таки были привезены специально для музея, например, этот пульт, которым регулировалось движение на узкоколейках. На Каринской УЖД, конечно, сейчас не такое интенсивное движение, чтобы требовались светофоры и диспетчер.
Помимо этого, музей закупает и восстанавливает технику, но своих средств на это не хватает, и Евгений всегда находится в поисках подходящих грантов. Например, в этом году Музей железной дороги выиграл Президентский грант в размере более 2,5 миллионов рублей на реставрацию тепловоза ТУ2-189, списанного ОАО «РЖД» с Челябинской детской железной дороги. Он имеет дружелюбные круглые фары и обещает быть симпатичным, но пока выглядит страшненько. А на фото, если я не ошибаюсь, тепловоз ТУ4-2303, также купленный извне и проходящий реставрацию в депо Каринторфа.
В очереди на восстановление стоит и вагон-столовая. Такие вагоны привозили на дальние торфоразработки и в них кормили рабочих. Ну или на лесозаготовки, как в фильме «Девчата».
Относительно вагона-столовой есть планы каким-то образом использовать его для привнесения интерактива зимой (хотя мне для счастья и буржуйки вполне хватило
в прошлый приезд). Например, печь там какие-нибудь пирожки и продавать прямо в пути. Идея интересная, я надеюсь, ее удастся воплотить!
Железнодорожное депо делится помещением с пожарными, которые просто не смогли бы приехать на вызов в Каринторф в период половодья. Поэтому здесь стоят две дежурные машины. И мы с Димой тут зависли, потому что он всегда хотел побывать в настоящей пожарной машине, а они здесь открыты и можно влезть, если, конечно, вы готовы выстоять очередь после проворных детей.
Мы увлеклись пожарными машинами и совершенно пропустили дрезину ПД1-781, которая похожа на маршрутное такси на рельсах.
И надо было уже догонять всех в кузнечной мастерской, где наибольший ажиотаж вызвал пресс. Если положить в него монетку, она потом выглядит так, как будто по ней проехал поезд (кто подкладывал монетки под поезда, тот знает). На удивление, нашлось множество желающих расплющить свои деньги. Я бы предложила организовать платную услугу: торжественно плющить обручальные кольца тем, кто развелся.
Тем временем дождь прекратился, и мы смогли вернуться к осмотру уличных экспонатов. Это устройство, похожее на утюг, чистит зимой пути от снега. Его крылья раздвигаются и выбрасывают снег в стороны.
А это - грузовой вагон-самосвал.
А эти экспонаты еще ждут своего гранта. На первый взгляд, они похожи на груду металлолома, но у каждого своя история и свои особенности. Например, ж/д кран - финский и уникальный, у самих финнов таких не осталось. Его привезли из Опарино и там живет чуть ли не единственный в мире человек, который умеет им управлять.
Так что работы над экспонатами еще много, а значит, Музей железной дороги будет со временем все интереснее. А у нас до обратного поезда осталось еще немного времени на Каринторф. В третий приезд эти дома мне уже как родные.
За ними, оказывается, скрывалось офисное здание: его делят Сбербанк, Почта России и ритуальные услуги.
Здание, которое мы
в прошлый приезд приняли за дом культуры, оказалось просто жилым домом. Его уже давно собираются расселить, но как-то не складывается.
На этом экскурсия закончилась: поезд скоро отправлялся, и мы еле успели занять места в обычном синем вагоне, красный пока не удалось протестировать.
Подводя итоги поездки можно сказать, что с музеем посещение Каринской УЖД гораздо интереснее. Какой-то год назад из развлечений здесь было всего лишь погреться у буржуйки в вагоне, сфотографироваться с тепловозом, когда пассажиры разойдутся по домам, и погулять по Каринторфу. Теперь здесь каждые летние выходные проходят экскурсии, подстроенные под расписание поездов. Жаль только, между рейсами мало времени: хорошо, что мы уже посмотрели поселок раньше, иначе не успеть. Судя по настрою владельцев музея, Каринская УЖД будет и дальше радовать нас новинками. Очень надеюсь, что у них осуществятся все задумки, и в следующем году у нас будет повод в четвертый раз посетить это место и посмотреть, как там поживают наши маленькие поезда - игрушки для больших детей.