Утраченный Железнодорожный: Музей Андрея Белого, усадьба Рябушинского и Троицкое-Кайнарджи

Mar 16, 2015 20:23

Я уже писала про современный Железнодорожный: город электричек и семнадцатиэтажек. Но теперь, когда я стала жительницей города с двухлетним стажем, я открыла для себя старый - дачно-усадебный - Железнодорожный, и льющиеся через край впечатления от сделанного открытия заставили меня снова взяться за перо (именно за перо, а не за клавиатуру, раз уж мы говорим об изящном прошлом, канувшем в Лету).

Железнодорожный, ныне уже сам не существующий, поскольку по непонятным большинству жителей причинам в 2015 году был присоединен к Балашихе, раньше был деревней Обираловка, которая, разрастаясь после строительства железной дороги, к 60-м годам вобрала в себя другие старинные окрестные деревушки: Саввино, Кучино, Ольгино, Павлино. В 1952 году, когда переименованная в Железнодорожный Обираловка стала городом, Кучино, ныне активно застраиваемое семнадцатиэтажками, еще было отдельной деревней. Вот как выглядела платформа Кучино в это время:






Думаю, нет необходимости приводить фотографию современной платформы Кучино, вокруг которой нет ни одного деревца: только уходящие в горизонт многоэтажки и торговые центры. А ведь еще до относительно недавнего времени (местные жители, наверное, это время еще помнят) Кучино было зеленым дачным поселком, застроенным очень красивыми резными деревянными домами, такими, как этот:




В 1925 году в этом зеленом дачном домике поселился поэт Андрей Белый с женой Клавдией Николаевной Васильевой. Затем они перебрались в соседний домик, не менее милый, где прожили до 1931 года:




Сейчас второй этаж этого дома занимает небольшой, но невероятно уютный музей Андрея Белого - филиал городского Краеведческого Музея. По этим двум сохранившимся домикам, взятым в тиски многоэтажками, можно представить, как выглядело Кучино в начале прошлого века.

А со второй трети XIX века в Кучино располагалась усадьба, принадлежавшая сначала помещикам Рюминым, затем Алексеевым, а в самом начала ХХ века усадьбу вместе с вековым сосновым лесом купил молодой богач Дмитрий Павлович Рябушинский, основавший затем на своей земле Аэродинамический институт и при нем Гидродинамическую лабораторию.




В 1918 году Рябушинский эмигрировал в Данию, а от его усадьбы почти ничего не осталось. Там теперь находится Московский гидрометеорологический техникум, в который превратилась Гидродинамическая лаборатория. Основное здание усадьбы не сохранилось: оно сгорело, но когда точно, мне не известно. Знаю только, что в 1925 году в нем успел пожить Андрей Белый, перед тем, как снять комнаты в домике на Пушкинской улице. А что же осталось? Уже почти совсем разрушенная лестница, ведущая от усадьбы вниз, к речке, и круглые стены фонтана под ней.







Лестница с двумя симметричными маршами, спускающимися на смотровую площадку, еще все же сохраняет следы былого величия.










А на штукатурке фонтана еще видны геометрические узоры.




Неподалеку имеется еще одно старое сооружение, притом весьма загадочное. С одной стороны в нем явно угадывается часовня:




Но при этом знатоки отмечают колоссальную толщину стен и ось симметрии с юга на север, не характерную для церквей. Говорят, сооружение так и было недостроенным, и уже при Рябушинских здание переделалаи под водокачку, поэтому с другой стороны оно выглядит так:




К сожалению, все эти строения находятся в заброшенном состоянии. Покрытые многолетним слоем гнилой листвы и заросшие густым кустарником, они выглядят зловеще. А как было бы здорово, если бы в таком живописном месте, где р. Пехорка вытекает из пруда, стояла бы старинная усадьба!







Через дорогу от территории техникума можно найти еще один след старины: здание конного двора. Оно сохранилось куда лучше и впечатляет своими размерами и красотой: даже не верится, что этот одноэтажный П-образный комплекс с интересной многоуровневой крышей предназначался для лошадей. Видно, в 20-е годы прошлого века руководствовались теми же соображениями, приспособив здание для жилья. Здесь до сих пор живут люди, но более чем столетний конный двор не выглядит комфортным для человеческого обитания:




А теперь немного перенесемся во времени и в пространстве. В соседнем Павлино в 1770-е годы была построена еще одна утраченная ныне усадьба - Троицкое-Кайнарджи. Она принадлежала сначала Голицыным, затем Румянцевым. В Троицкое даже приезжала Екатерина II - праздновать подписанный в болгарском селе Кайнарджи мирный договор. По легенде она же и переименовала Троицкое в Кайнарджи.

В 1812 году усадьба была разорена французами и со временем все больше приходила в упадок. Теперь от пышной усадьбы с дворцом и каскадом прудов на р. Пехорке осталась только действующая Троицкая церковь, своими шпилями напоминающая готическую церковь в Быково,




и часовни-усыпальницы членов семей Румянцевых и Голицыных,







а также несколько могил, причем некоторые надгробные плиты до того старые, что на камне уже не сохранились надписи.




Спешите увидеть кусочки старины в Железнодорожном Балашихе, пока история их окончательно не похоронила, накрыв плитой с неразборчивой надписью.

Россия, река, кладбище, на выходные из Москвы, храм, дворец, усадьба, природа, руины, музей, деревня, Московская область

Previous post Next post
Up