" Кто ясно мыслит, тот ясно излагает" (с)
Известный архангельский художник дал большое интервью за час до открытия знаковой выставки в ВЗСХ.
Как мы уже сообщали ранее, в воскресенье, 22 октября, в выставочном зале Союза художников состоялось открытие выставки к 100-летию Октябрьской революции. Главным организатором мероприятием выступил архангельский художник Дмитрий Трубин, он же - автор подавляющего большинства представленных работ. Выставку ждал успех, количество пришедших превзошло самые смелые ожидания устроителей. Примерно за час до открытия мы взяли у Дмитрия Александровича большое интервью и публикуем его в день 100-летия революции.
За день до выставки в «Правде Севера» появилось Ваше большое интервью о ней, в котором Вы постоянно говорите о «красных» и «белых». Вам не кажется, что это анахронизм?
Раньше как раз все были «красные», а не «белые». Это сейчас все «побелели». Вообще, я вспоминаю нашего земляка Михаила Ломоносова - «в одном месте прибыло, в другом убыло». Если у нас «красные» уходят, это не значит, что «красные» идеи уходят отовсюду. Они просто перемещаются. На самом деле, она никуда не ушла. Может быть, краснее стали китайцы, и с очень неплохим результатом. Если подходить серьёзно к делу, то капитализм - не последняя точка цивилизации. Всё равно мир идёт, сменяя вехи, капитализму трендец - в любом случае. Рано или поздно, потому что этот мир несовершенен. Наверное, наше поколение и поколение предшествующее не смогли построить социализм в отдельно взятой стране. Это как в «Юноне и Авось»: «Но попытка не удалась, за попытку спасибо» (В оригинале: «Он хотел, закусив удила, свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку - спасибо» - ред.).
Прекрасно поколение, берущее на себя смелость переделывать мир. Мне кажется, молодым людям это должно быть близко, а не мне. Это я должен быть, в сущности, капиталистом, но я им не стал и не стану уже никогда. Никакого анахронизма в красной идее нет.
Вы называли себя «любимцем Богов», наверное, в Вашей семье, где все были красные, не все были атеистами?
У меня папу в партию не взяли на фронте, потому что мой дед был церковным старостой. Все в роду были либо учителями, либо священниками. Но все они были "красными", даже прадед был выслан в Архангельск из Казанского университета, где он боролся с тогдашней властью, чуть позже Ленина, правда.
Почему, на Ваш взгляд, «все вдруг стали какими-то белогвардейцами»? Кто для Вас современные белогвардейцы?
Они на самом деле не белогвардейцы. Чаще всего, это люди, равнодушные, как к «белому» так и к «красному» - мне так кажется. Сейчас почти никто не вспоминает о том, что их деды делали революцию, или участвовали в Гражданской войне, это не принято. К примеру, есть фильм «Колчак», где Хабенский играет Колчака. А вот сейчас в новом фильме «Троцкий» он играет Троцкого, надо будет посмотреть. На самом деле, русский человек такой - Хабенский типичный, он может Троцкого сыграть и Колчака, и это будет равно хорошо, и наверное, равно нравиться людям. Конечно, и Колчак, и Троцкий это яркие характеры. Притом палачи - и Колчак был страшным вешателем, и Троцкий, безусловно, организатор «красного террора». Но это же революция, понятно, что сейчас подобная фигура это какой-то жупел. Но зайди в 1917 - 1918 года и поймёшь, что только так и можно было сделать революцию. Революция должна уметь себя защищать! Если она не умеет защищать себя, то она ни что не способна.
Заговорили про кино… Вы ждёте фильм «Матильда»?
Меня мало интересует и сам фильм, и скандал вокруг него, он из пальца высосанный. Для меня Николай Второй никакой не святой человек, а просто несчастный, слабый монарх, последний из вырождавшейся династии. Точно так же мне было бы смешно жалеть Людовика XVI или кого-то ещё - монархи получили своё, вполне справедливо. Безусловно, семью Николая жалко, но что делать?.. Революция - и дети отвечают за грехи своих отцов.
Захар Прилепин во время общения с архангелогордцами весной 2015 года говорил о том, что верит, что примирение между «красными» и «белыми» в наше время возможно, если они вместе выступают перед лицом общей опасности. А что думаете по этому поводу Вы?
Это возможно во времена великих катаклизмов, таких, как Великая Отечественная Война, но мы забываем, что «белые» объединялись точно так же с фашистами против «красных». Но часть белой эмиграции была и в Сопротивлении, они ненавидели фашизм, и, кажется, Иван Бунин, встретив кого-то из советских генералов, встал, пожал ему руку и благодарил за Победу. Конечно, объединение возможно, но далеко не для всех. Люди все разные, да и разные жизненные ситуации. Гражданская война - это война ситуаций, ты мог стать «белым», сложись так, и мог стать «красным», сложись иначе. Гадать по этому поводу можно, но всё равно все русские люди (да и не только русские, у нас в стране много людей разных национальностей), способны на объединение. Великая Отечественная показала это!
Представлен ли на этой выставке портрет революционера в Вашем понимании?
Ну, во-первых, те, кого теперь называют пьяными матросами, которые делали революцию. Для меня это образ не пьяного матроса, а матроса из фильма «Мы из Кронштадта». То есть у меня другие представления о матросах - это с ними стоял в оцеплении и у костра грелся Александр Блок. Валентин Катаев вспоминал в своих записках, что самая важная встреча в его жизни, это как раз встреча с, как сейчас говорят, «пьяной матроснёй». Матросы были одним из двигателей революции. Как раз изображения матросов и есть у меня на выставке. А гений революции, для кого-то со знаком «плюс», для кого-то со знаком «минус» - это Троцкий. Личность, страшно популярная во всём мире, не менее, чем Ленин. И матросы, и Троцкий, и Ленин, полководцы Гражданской войны - все есть.
Вы вообще любите революции? Или только Октябрьскую революцию?
Я вообще люблю революции все, потому что всё великое называется революционным. Сексуальная революция, экономическая революция, научная революция… Неслучайно слово «Революция» часто пишется с большой буквы. А Октябрьская революция мне ближе всего, и вполне естественно, потому что это революция моей страны. Но я очень люблю и Великую Французскую революцию.
Какие произведения изобразительного искусства у Вас ассоциируются с понятием «революция»?
«Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа - одна из основных картин. А ещё «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Это навскидку. А так, огромное количество произведений, ведь революционное искусство делали прекрасные художники…
…и некоторые из них были репрессированы…
Но революция всегда пожирает своих детей! Хоть Французская, хоть Великая Октябрьская. Это закон, потому что сложно выдержать этот натиск. Понятно, что кто-то левее, кто-то правее, идёт борьба течений внутри революции. Просто-напросто, есть люди, которые пришли в революцию, чтобы получить власть, а есть те, кто хотел принести пользу народу. Смысл одной из представленных на выставке картин в том, что есть красные псы, которые гибнут за идею, а есть красные коты, которые делят награбленное, то есть власть.
Неподалёку от Вашей мастерской хранится памятник Иосифу Сталину. Как Вы относитесь к идее официально установить его в Архангельске?
Я не имею ничего ни против Ленина, ни против Сталина… Я вижу, что к ним много каких-то претензий, но по большому счёту, в сухом остатке Сталин создал великую страну. А про Ленина я и вообще не говорю. Больше претензий к Сталину. Слава Богу, что Ленина у нас никто не убирает с площадей, мы не на Украине живём. То, что Сталин загнан на автостоянку - это неуважение.
Вам не кажется, что сейчас восторжествовала историческая справедливость? Вот Вы говорите «Царизм - это страшная и жестокая штука», потому что Вас так десятилетиями учили. Сейчас детей учат истории без идеологической обработки. Разве это не хорошо?
Я с ужасом отношусь к тому, как учат нынешнюю молодёжь. Может, они хорошо знают английский язык или информатику… Но они не знают свою историю и не интересуются культурой. Это такой мягкий мякиш, совершенно без больших идей. Поэтому никакого пиитета по поводу современного образования у меня не было, нет, и быть не может.
Достаточно известна Ваша позиция по отношению к молодым художникам Архангельска, что они вырождаются…
Дело не только в архангельских художниках, это можно сказать о художниках вообще. Это всё одна цепочка, потому что искусство - это не просто определённый жест, это желание что-то сказать. Надо быть в чём-то убеждённым, иметь веру определённую. Человек нынешний он всё-таки в неком мелкотемье, с ним говорить не о чем. Мало молодых, у кого есть художественный заряд. Делать картины - это не умение красить, делать картины - это интеллектуальный труд. Нужно уметь максимально выразить собственную идею минимальными средствами. Донести, что ты хочешь сказать. А если тебе говорить нечего - ты не говоришь. Снова вспомню Ломоносова - «кто ясно мыслит, ясно излагает». Поэтому изложение молодых мне кажется весьма туманным, аморфным, и несколько болотистым. Это не потому, что я не люблю молодёжь - я обожаю молодёжь талантливую, а к бесталанной молодёжи я отношусь немного с сожалением.
Получается, у нас мало талантливой молодёжи стало?
Откуда ей взяться-то?.. Государству не нужен художник, не нужен писатель, не нужен композитор. Нет государственной системы поддержки искусства. В лучшем случае поддерживают спорт, и все у нас становятся спортсменами, и ещё кем-то… Но в искусство люди не идут.
Разве талант не даётся изначально?
Даётся. Но его надо развивать, образовывать.
А как же истории талантливых самоучек?
Я и не говорю, что обязательно надо иметь высшее образование или академию закончить. Я далёк от этого. Почти все те, кого вы имеете в виду, видимо, Парижская школа, Пикассо, Матисс и так далее, творили в эпоху такого передела мира. Все сюрреалисты были коммунистами, ломка мира страшно подхлёстывала художника как творца. А сейчас всё скатывается в болото. А в болоте всё мизерное, там вершин нет, там кочки.
Но возможно, скоро нас ждёт революция в искусстве?
Я плохо представляю себе революцию в искусстве. Во-первых, эпоха революций, возможно, уже прошла. Искусство уже дошло до своего края в плоскости расширения, расширять его можно только вглубь. Уже всё сделано - после "Чёрного квадрата", чёрной линии не белом холсте, просто белого холста, кучки г…а перед чужим холстом (а это делает современное искусство) - дальше некуда идти. А кучки г…а - это не революция, это дурь, за которую сечь надо.
А как же современные художники-"революционеры", например, Павленский?
Какая же это революция?! Если он свои яица степлером прибивает к камню - это не революция, это глупость. Значит, они ему просто не нужны… А поджигать здания - это совсем идиотизм, таких людей надо изолировать от общества. Никакого отношения к искусству они не имеют, это банальное хулиганство. В современном искусстве гораздо больше эпатажа, а не собственно искусства. Можно на зарубежные деньги нанять вертолёты с краской и покрасить весь Санкт-Петербург в красный цвет. Объявить, что это революционный жест и революционный протест, и так далее. Естественно, это будет громкой акцией, но какое она отношение будет иметь к искусству? Никакого. Человека, который замыслит такое, надо убрать из обращения до акции, а уж если он сделает такое - то просто наказать.
источник с картинами художника
http://нд29.рф/?p=138336 ЗЫ: Мне матрос понравился))