Оригинал взят у
psyhologica в
О красоте и таланте У коллеги в ФБ разгорелся диспут и я решил вынести с отдельный пост то, что там написал, потому что, как мне кажется, удалось зацепить одну важную вещь.
Разговор шел о таланте композиторов, о Моцарте, условно говоря и Сальери. Сальери - хороший, талантливый композитор, великолепный педагог - у него учились например, Бетховен, Шуберт и Лист. Его последние произведение не пришлись публике по нраву, а в довершение распространился слух, что Антонио причастен к отравлению Моцарта (который на самом деле умер от простуды). В конце своей жизни бедный старик сошел с ума и закончил свои дни бредя, в сумасшедшем доме. Сплетню об отравлении и посредственности развил и увековечило солнце поэзии нашей, как известно. А в советское время яду на могилу старика Сальери накапали два других солнца, гении Смоктуновского и Золотухина в фильме 1979 года.
Но моя мысль была не совсем об этом - а о свойствах самого общественного мнения. Коллективное восприятие не знает полутонов и оттенков. В этом смысле Моцарт немного как бы это сказать - раздут общественным мнением. Он великий композитор, это правда, но не бог. А Сальери - хороший композитор, талантливый - наоборот не только недооценен, но и втоптан в грязь. В Лувре, например, вся публика толпится возле Моны Лизы, но зачастую пропускает удивительные работы менее известных авторов. Свойство общественного восприятия подобно увеличительному стеклу - фокусирует все внимание в одной точке. Это, конечно, важное свойство - когда обществу нужно достичь конкретной цели, например, срочно индустриализировать страну, но имеет существенные недостатки, ибо формирует крайне упрощенную картину и упрощенные ценности (системы оценок). Это выглядит как если бы социум регулярно кормил своих участников рафинированным сахаром, а в результате участники утрачивают способность чувствовать сладкое в смешанных и сложных продуктах.
То же самое касается и оценки красоты в современном мире. Мы все ужасно сфокусированы на очевидно невыполнимых и нереалистичных пределах красоты. То, что девушки на подиумах или в фотошопе красивы, не отменяет скрытой, сложной, смешанной красоты "обычного" тела. Красота из фотошопа или из какого то отбора - это "легкопонятная", легкоусваиваемая красота, наподобие чистого рафинада или кокаина. Мы подсаживаемся на более легкое и доступное, наподобие наркоманов, которые имеют быстрый и легкий способ получать кайф. Мы автоматически фокусируемся на том, на чем легче фокусироваться - на "понятной" красоте фотомодели или известного и признанного шедевра, и поэтому упускаем то, что более труднодоступно, но не менее, а то и более ценно. В этом смысле взросление - это способность извлекать и находить красивое в "обычном", а поэзию - в обыденном. Иными словами, обнаруживать - подлинное, настоящее. То, что важно именно для тебя. Преодолевать "автоматизм", собственную машинальность.