Интерьеры главного дома усадьбы А.П. Чехова МЕЛИХОВО

Jan 21, 2017 11:44

Оригинал взят у nashenasledie в Интерьеры главного дома усадьбы А.П. Чехова МЕЛИХОВО
deadokey в Аудиогид. Интерьеры главного дома усадьбы А.П. Чехова "МЕЛИХОВО"

Огромная работа по созданию серии аудиогидов по усадьбе "Мелихово" завершается аудиогидом по мемориальным интерьерам главного дома.

Когда Чехов впервые увидел дом, то описал его в письме к Алексею Сергеевичу Киселеву: «Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и прочее, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом - пожаром; все же остальное не берет их».

Тогда Чеховы тут же взялись за работу: чистили, красили, убирали, за три недели привели дом в порядок. Антон Павлович тут же сообщил своим корреспондентам: «Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес… Намотайте его себе на ус». Тут же понеслось огромное количество писем с приглашениями в Мелихово. Сегодня и вы будете гостями главного усадебного дома.

Аудиогид по главному дому в Мелихове подготовлен с помощью приложения izi.TRAVEL, он расскажет вам про семью Чеховых, про их комнаты и личные вещи. Я благодарен за сотрудничество и помощь в работе над гидом Чайковской Ксении Абрамовне - главному хранителю музея и Алаторцевой Елене Вячеславовне - ведущему методисту и главному голосу аудиогида. Отдельное спасибо за помощь в обработке звука Александру Телицыну aglomerat.





Скачиваем приложение izi.TRAVEL к себе на телефон или на другой гаджет.






Установите приложение izi.TRAVEL, затем в поиске пишем "Усадьба Мелихово. Главный дом." и слушаем истории.

Аудиогид "Усадьба Мелихово. Главный дом." можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.

Дата фотографий: 2016 год, 12 сентября.



П.Е. Чехов на ступеньках веранды дома. 1890-е г. Источник: музей-усадьба Мелихово.

В небольшой прихожей с окном из разноцветных стекол, платяным шкафом, вешалкой на стене, зеркалом в деревянной раме встречали гостей - званых и незваных, приятных и не очень, отсюда, спешно одеваясь, выходил Чехов, чтобы отправиться к очередному больному.



2. Прихожая.

Можно представить, какая суета поднималась в тесной прихожей, когда приезжали гости! Девочки-горничные принимают верхнюю одежду у приезжавших гостей, вешают шляпы и трости. Вышедший из своего кабинета Чехов приветствует гостей. Под ногами вертятся любимицы Антона Павловича - забавные таксы Хина и Бром. Оживление, суматоха…



3.

В прихожей на вешалке - зимнее пальто Павла Егоровича на хорьковом меху и шапка с бобровым околышем, демисезонное пальто, фетровая шляпа и картуз Антона Павловича, рядом стоят трости и зонт. Одежду берегли, складывая в сундуки, пересыпая листьями полыни, по много раз чинили, перешивали. Неудивительно, что многие вещи вернулись спустя много лет сюда: и темно-синий, в зеленую клетку мужской шарф, и шляпная коробка Евгении Яковлевны, и картуз, купленный Чеховым в магазине Мюра и Мерилиза на Петровке.

Из прихожей вы попадаете в «святая святых» - чеховский кабинет.



4. Головные уборы. Слева фетровая шляпа. Принадлежала А.П. Чехову. Чехов очень любил модно одеваться. "Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить". Справа зимняя шапка отца писателя, Павла Егоровича Чехова. Шапку украшает бобровый мех. В мелиховские годы Павел Егорович носил эту шапку.



А.П. Чехов у веранды дома, 1897 год. Источник: музей-усадьба Мелихово.

Кабинет - светлая комната с большим окном почти во всю стену, письменным столом, книжными стеллажами до потолка, турецким диваном, милыми сердцу фотографиями и картинами…

«Палата №6», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Мужики», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» - вот некоторые произведения так называемого «мелиховского периода». Всего за семь лет были написаны сорок два произведения, нигде Чехову не писалось так хорошо, как в Мелихове.



5. Кабинет.

У окна стоит письменный стол, на нем - керосиновая лампа с рефлектором, свечи в бронзовых подсвечниках. Здесь же - предметы писательского труда: перьевая ручка, чернильница, простой карандаш, весы для взвешивания конвертов, марки в коробочке, палочка сургуча, которым запечатывали письма - свидетели переписки Чехова. Письма, впервые изданные сестрой писателя, являются ценнейшими документами, отразившими творческие удачи и переживания писателя, тяжелый труд врача, тревоги и надежды общественного деятеля, хлопоты хозяина большого имения.



6. Над столом писателя - фотографии Тургенева и Толстого. Этих двух литераторов Чехов ставил выше остальных и говорил:

"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети"! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него".

"Толстой, я думаю, никогда не постареет. Язык устареет, но он всегда будет молод".

Рядом со стеллажами - кресло-качалка, в котором любил сидеть Чехов в редкие минуты отдыха, когда не писал, не лечил, не ждал гостей. Кисти Левитана, бывавшего не раз в доме Чехова, принадлежит этюд над дверью между стеллажами - "Усадьба Бабкино". На восточной стене кабинета, среди фотографий, еще несколько работ Левитана: "Река Истра", акварели "На тяге" и "Мелиховский пейзаж".

Кабинет украшает подвесная лампа-молния - один из первых образцов русского модерна, творение Франца Осиповича Шехтеля.



7. Над аптечным шкафчиком, висящим на стене - резное блюдо с надписью "Чай пить - хозяйку любить". Этот скромный предмет - свидетельство активной общественной деятельности писателя. На таком деревянном блюде крестьяне села Талеж поднесли Чехову "хлеб-соль" по случаю открытия школы, построенной по инициативе Антона Павловича в 1896 году.



8. Альбом Невских Типов.

Рядом со стеллажами - кресло-качалка, в котором любил сидеть Чехов в редкие минуты отдыха, когда не писал, не лечил, не ждал гостей. Кисти Левитана, бывавшего не раз в доме Чехова, принадлежит этюд над дверью между стеллажами - "Усадьба Бабкино". На восточной стене кабинета, среди фотографий, еще несколько работ Левитана: "Река Истра", акварели "На тяге" и "Мелиховский пейзаж".

Кабинет украшает подвесная лампа-молния - один из первых образцов русского модерна, творение Франца Осиповича Шехтеля.



9. Стол был приобретен А.П. Чеховым в мелиховские годы, а при отъезде в Ялту подарен в мелиховскую школу. Спустя многие годы, после восстановления чеховского дома, стол вернулся на свое прежнее место в чеховском кабинете.

Чехов закончил медицинский факультет Московского Университета. Выпускник, имеющий диплом врача, мог в дальнейшем сделать ученую карьеру, заняться частной практикой или стать земским врачом - эту беспокойную и трудную судьбу избрал для себя Чехов. Часто он вел прием здесь, в кабинете, навещал тяжелобольных в деревенских избах, куда ездил за много верст. В 1892-93-х годах, когда в России свирепствовала эпидемия холеры, Чехов работал не покладая рук.



10. Пенсне принадлежало А.П. Чехову. «У меня гостит в настоящее время глазной врач со своими стеклами. Вот уже два месяца, как он подбирает для меня очки. У меня так называемый астигматизм - благодаря которому у меня часто бывает мигрень, и кроме того, еще правый глаз близорукий, а левый дальнозоркий», - писал Антон Павлович в 1897 году. Зрение у Чехова было неважным и раньше, но постоянно он стал носить пенсне только в ялтинские годы.

"Когда узнаете из газет, что холера уже кончилась, то это значит, что я уже опять принялся за писанье. Пока же я служу в земстве, не считайте меня литератором". Эти отрывки из писем показывают всю тяжесть работы Чехова-врача и писателя в "холерные" годы. Труды его увенчались успехом - на его участке никто не заболел холерой.



11. За свою жизнь Антон Павлович собрал большую коллекцию почтовых марок: этому способствовала как обширная переписка, которую вел писатель, так и его любовь к путешествиям. Марки Чехов покупал во всех городах , которые посещал: Флоренция, Рим, Милан, Генуя, Неаполь, Париж, Ницца, Вена... В Доме-музее в Ялте хранится около 15 тысяч марок, собранных Чеховым. Также он дарил марки знакомым-коллекционерам.



12. Кабинет украшает подвесная лампа-молния - один из первых образцов русского модерна, творение «отца русского модерна» Франца Осиповича Шехтеля. Франц Осипович Шехтель - академик, архитектор, был хорошо знаком со всей семьей Чеховых. Еще будучи учеником Училища живописи, ваяния и зодчества, Шехтель стал бывать у Чеховых.

«У меня по целым дням играют и поют романсы в гостиной, рядом с моим кабинетом, и поэтому я постоянно прибываю в элегическом настроении», - писал Чехов. Рядом с его кабинетом находилась гостиная.

В гостиной стоят рояль, кресла, столик с высокой лампой. Среди гостей в чеховские времена были учителя, земские деятели, врачи, начинающие литераторы, актеры и актрисы, музыканты и просто хорошие знакомые. "Гости, гости, гости ... Моя усадьба стоит как раз на Каширском тракте, и всякий проезжий интеллигент считает должным и нужным заехать ко мне. Одних докторов целый легион", - писал Чехов.



13. Гостиная. Кисти Николая Павловича Чехова принадлежит работа, висящая над роялем - "Девица в голубом". Есть в гостиной и его иллюстрация к произведению брата «Зеленая коса».

Много знакомых и незнакомых людей прошли через гостиную мелиховского дома и все они, безусловно, оставили свой след в жизни Чехова…



Авдеев, Трушкин, Симонова в Мелихово. Источник: музей-усадьба Мелихово.

Часто гостей было слишком много и, несмотря на радушие, с которым Чехов принимал любого человека, гости все же мешали писателю работать, и от них он спасался во флигеле, где в тишине обдумывал сюжеты будущих произведений и писал.

Именно во флигеле была написана знаменитая "Чайка".

Немирович-Данченко видел в "Чайке" много деталей мелиховской жизни.



14. В доме Чеховых часто играли в лото, которое стоит на круглом столике. Впрочем, развлечений в Мелихове, особенно летом, всегда было в избытке: купанье, охота, рыбалка. Чехов любил «тихую» грибную охоту и рыбалку.

Комната Марии Павловны Чеховой находилась рядом с гостиной. Лика и другие подруги Маши очень любили ее уютную комнату.

Восточное окно освещает ее нежными лучами восходящего солнца, южное дарит свет в течение всего дня. На стенах учебные гипсы, рисунки и этюды, в углу - зонт для работы на пленэре, на столе - кисточки, уголь для рисования, пресс-папье и чернильница, украшенные фигурками охотничьих собак, счеты. Узкая кровать, умывальный столик… Здесь жила сестра писателя с 1892 по 1896 год. Потом Чехов отдал ей свой кабинет для занятий живописью, а сам переселился в ее комнату. Здесь им была написана повесть "Моя жизнь".



15. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, вспоминая о жильцах этого гостеприимного дома и о самом доме, написала и о комнате М.П. Чеховой: "Белая девическая комната Марии Павловны - с цветами и узкой белой кроватью, с огромным портретом брата, занимавшим самое главное место, как в комнате, так и в ее сердце".

Мария Павловна преподавала историю и географию в московской гимназии Ржевской на Садово-Каретной. По пятницам Маша уезжала из Москвы в Мелихово и жила здесь до понедельника, пользовалась каждым свободным от уроков днем, чтобы уехать домой. Приезжая в Мелихово на выходные дни, здесь, за своим письменным столом она готовилась к урокам в гимназии.



16. В доме гостили подруги Марии Павловны, ночевали в ее комнате. Старинный умывальник с педалькой внизу стоял когда-то в этой комнате и был к услугам дам.

На стенах - работы Марии Павловны: подмосковная неяркая природа, невысокий дом с тройным окном чеховского кабинета, белеющая на берегу пруда купальня, скромные мелиховские пейзажи; портрет Дуни Чуфаровой - местной крестьянки. Начала учиться Мария Павловна живописи еще в 1886 году, посещая вечерние классы Строгановского училища, однако именно в мелиховские годы желание рисовать стало потребностью, талант выразился особенно ярко. Антон Павлович поощрял ее занятия живописью. Покупал художественные принадлежности и привез в подарок большой зонт из Парижа. Вместе с Левитаном Мария Павловна выходила с этим зонтом на этюды. «Черт знает, как хорошо! - восхищался Левитан ее работами. - Какие вы, Чеховы, все талантливые! В разное время ее учителями были Серов и Коровин и, хотя она не считала себя профессиональной художницей, многие отмечали ее успехи в живописи.



17. Комната Марии Павловны Чеховой.



18. В гостиной, когда собиралось слишком много людей, становилось тесновато. Открывали дверь в соседнюю комнату, которая в таких случаях служила продолжением гостиной.

Кроме занятий в гимназии, помощи в общественной деятельности брата, Мария Павловна занималась хозяйством. Благодаря ей были ухожены сад и огород, названный Чеховыми "Югом Франции". Помогала она и матери в домашнем хозяйстве. А после всех хлопот Ма-Па, как ласково называл ее Чехов, присоединялась к шумной компании гостей.



19. Стол в комнате Марии Павловны.



20.

В следующей комнате ставили диваны и кресла, гости рассаживались, слушали музыку и беседовали. Поэтому эту проходную комнату иногда называли "Малой гостиной". Были и другие названия: "диванная", "темная", "газетная", "угловая", «проходная». Самое же популярное ее название - "Пушкинская". На северной стене комнаты висела литография с портрета Пушкина. Полтавский помещик Смагин, ухаживавший за Марией Павловной, подарил ей этот портрет. Предложение было отклонено, а подарок остался в доме.



21. Пушкинская.

Количество названий этой небольшой проходной комнаты напоминает нам историю одного розыгрыша. Чехов был большим любителем пошутить, и на сей раз жертвой оказалась молодая писательница Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. Чехов и гостья проходили по всем комнатам, хозяин называл их, а гостья считала. Но, пройдя по этой комнате через разные двери, Чехов каждый раз называл ее по-новому.

В результате Татьяна Львовна насчитала восемнадцать комнат, хотя на самом деле их всего восемь.

Чехов так увлек собеседницу, что она не замечала, что несколько раз проходит по одной и той же комнате, называвшейся по-разному.



22. Фотографии на стене в Пушкинской комнате.

На стене Пушкинской комнаты несколько любопытных фотографий. Например, фотография, изображающая Антона Павловича под деревом необычна тем, что старый вяз на усадьбе гордо именовался "Мамврийским дубом", по библейской легенде под Мамврийским дубом в Палестине Авраам принял Бога. Скворечник на этом дереве имел три окошка и надпись - "Питейный дом ", так как в нищем Мелихове было три питейных заведения.

На следующем фото - дом со стороны пруда. Здесь запечатлена "достопримечательность" мелиховской усадьбы - пруд "Аквариум", действительно напоминающий аквариум своими размерами.



23. Литография с портрета Пушкина. Полтавский помещик Александр Иванович Смагин, ухаживавший за Марией Павловной, подарил ей литографированный портрет Пушкина. Предложение было отклонено, а подарок остался и дал название одной из комнат дома.

Рядом с Пушкинской спальня Антона Павловича Чехова. Обстановка этой комнаты отличалась особой простотой и опрятностью, напоминая черты характера и привычки ее хозяина, больше всего не любившего неестественности, вычурности и пошлости как в людях, так и во всем, что его окружало.



24. Спальня А.П. Чехова.

Пожалуй, единственное украшение спальни - коврик над кроватью. Сама же кровать самая обыкновенная - железная, под простым белым тканевым покрывалом. В шкафу - рубашка, накрахмаленные воротнички и манжеты, галстук-бабочка Чехова. Белую рубашку Чехов надевал в последние дни своей жизни в Баденвейлере, ее передала музею Ольга Леонардовна. Нельзя сказать, что Антон Павлович был модником и франтом, однако одевался со вкусом, не терпел небрежности и неопрятности.



25.

В 1890 году А.П. Чехов собирается в поездку на остров Сахалин, брат Михаил покупает для него чемодан-сундук. Впрочем, в поездке он оказался неудобен и писатель возвращает его домой из Томска. Долгие годы он служил Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой для театрального реквизита.



26. Чемодан-сундук.

В обстановке спальни не совсем уместным кажется письменный стол. Бессонница часто посещала Чехова, мешал спать изнуряющий кашель, приводивший в беспокойство родных. В такие ночи он писал, готовил порошки, микстуры, растирая фарфоровой ступкой необходимые ингредиенты. А утром - работа, пациенты, гости, розыгрыши, шутки.



27. Письменный стол.

Комната Павла Егоровича Чехова. У каждого из родителей был свой угол. У Павла Егоровича уютная комната, в которой висели лекарственные травы, а на стенах - многочисленные фотографии.

Дверь в эту комнату была плотно закрыта, часто из-за нее слышались церковные песнопения в полголоса, звуки скрипки, стариковское покашливание, шелест переворачиваемых страниц богослужебных книг, пахло ладаном и лекарственными травами… Немногие допускались в «монашескую келью» Павла Егоровича.



28. В комнате Павла Егоровича Чехова.

В "красном" углу - киот с иконами. В киоте находится икона «Воздвижение креста», написанная Василием Михайловичем Чеховым, двоюродным дедом Антона Павловича. Отец был религиозным человеком, исправно посещал церковь. В Таганроге, когда Антон был еще подростком, он организовал церковный хор, где пели его сыновья.

Иногда религиозность отца принимала довольно курьезные формы. Рассказывали, что как-то в лавочке у Павла Егоровича случилась неприятность: в бочке с подсолнечным маслом утонула крыса. Честный хозяин вылил бы испорченное масло, хитрый хозяин продавал бы масло, никому не рассказав про крысу. Павел Егорович не хотел терпеть убытки, вылив масло, а скрыть происшествие ему не позволяла совесть. Тогда он позвал священника, пригласил гостей, и при всех крысу извлекли за хвост из бочки, а масло освятили. Потом Павел Егорович долго удивлялся, почему гости за столом ничего не едят, да и торговля в лавочке идет все хуже и хуже. Торговля в лавочке была лишь одной стороной таганрогской жизни отца. Павел Егорович был разносторонне развитым человеком: сам научился играть на скрипке, рисовал.



29.



30.

Коридор…Дальше идет длинный, темный коридор. Мария Павловна вспоминала, что он освещался керосиновыми лампами. Эта часть дома называлась «родительской».

Из коридора двери вели в комнаты отца, матери, в столовую. Напротив комнаты Евгении Яковлевны находился «пудр клозет», а в конце коридора - дверь черного хода, откуда часто вбегали горничные, выполняя поручения, не спеша заходила с пыхтящим самоваром старушка Марьюшка - кухарка у Чеховых…



31. Сундуки, покрытые домоткаными покрывалами, хранят сейчас вещи чеховской семьи: салфетки, скатерти, рубашки Антона Павловича… Когда гостей в этом доме было слишком много, и мамаша сбивалась с ног в поисках тюфяков и постельного белья, сундуки служили кроватью и некоторые гости спали прямо в коридоре.

«Многоуважаемый шкаф!» - невольно вспоминаешь слова из чеховской пьесы, глядя на величественный, массивный буфет, щедро украшенный резьбой. Кресла по бокам буфета невольно притягивают к себе внимание необычными украшениями: вместо спинок - дуги из конской упряжи, вместо ручек - топоры, вонзенные в березовые поленья, на сиденье - рукавицы, а ножки заканчиваются весьма натуралистичными копытцами.

Перед отъездом в Ялту Антон Павлович подарил буфет мелиховскому старосте Прокофию Андриановичу Симанову. Буфет переходил из поколения в поколения в семействе Симановых и только 1980-е годы вернулся в мелиховский дом.



32. Буфет из мелиховского дома.



33. О.Э Браз «Пруд» (июль 1897 г.). В 1897 году И.Э. Браз по заказу П.М. Третьякова начал работу над портретом А.П. Чехова и часто приезжал в Мелихово, где им были написаны многие этюды с местными видами.

Столовая. Евгения Яковлевна - мать Чехова была в Мелихове заботливой хозяйкой. Всех надо было встретить и накормить. Угощать было для нее большим наслаждением. Комната ее была рядом со столовой. В столовой она всегда сидела во главе стола, всех угощала и следила, чтобы не пустовали тарелки.

Двенадцать ударов в колокол - и гости заполняют уютную столовую с дешевыми обоями «под дуб», с большим резным буфетом, чайным столиком с начищенным самоваром, рассаживаются за столом, споря, кто же сядет возле Антона Павловича…



34. Столовая.



35.

Обеды и ужины отнюдь не поражали обилием деликатесов и дорогих вин, особую прелесть чеховскому столу придавало то, что многие блюда были "домашними", сделанными с любовью. Хлебосольство и радушие, с которым Чеховы принимали гостей, отмечали все, кто когда-либо приходил или приезжал в гости к Чеховым.

В центре комнаты стоит большой обеденный стол, покрытый белой скатертью. На столе - подлинный фаянсовый сервиз, принадлежавший чеховской семье. Этот сервиз Мария Павловна купила в московском магазине "Мюр и Мерилиз".



36.

Сейчас стол накрыт к обеду на пять человек, постоянных жильцов этого дома. Во главе стола сидела Евгения Яковлевна; слева, около окна, сидели Павел Егорович и Мария Павловна; справа - Антон Павлович и Михаил. Чехов неслучайно выбрал для себя самое неудобное место за столом - около двери.

Место рядом с выходом Чехов выбрал для того, чтобы можно было быстро и незаметно выйти, не побеспокоив при этом гостей. Гостей же временами было так много, что приходилось не только раздвигать стол, но и обедать в несколько смен. Обедали обычно в 12 часов, именно для того, чтобы собрать всех к столу, перед домом был водружен на столбе колокол.



37.

В столовой, в разных углах, стоят два столика: один с самоваром и чашками, другой - с ручной кофейной мельницей, «умным» кофейником на спиртовке, и сливочником. По утрам писатель предпочитал кофе, причем варил его в обычном медном кофейнике, находя, что в "умных" кофейниках оно выходит невкусным. Традиционным напитком в чеховской семье был чай, который с особым удовольствием пили на открытом воздухе и на террасе. На чайном столике белая чашка с блюдцем Антона Павловича и красная сахарница, которой Чеховы пользовались еще в Таганроге. Под Новый год в столовую торжественно вносили большой пирог «со счастьем» - в тесто прятали гривенник.



38.



39. Совочек и щетка для сметания крошек со стола. Конец XIX века, стиль «модерн».



40.

Гости радовались как дети, когда при раздаче пирога доставался кому-то из них кусок «со счастьем»… Казалось, что так будет всегда. Ежедневные дела, заботы и праздники. Но судьба распорядилась по-своему. В октябре 1898 года умирает Павел Егорович Чехов…

В эти дни Антон Павлович размышляет о том, как теперь быть с мелиховской усадьбой, которая со смертью отца осиротела. Через некоторое время было принято решение о продаже Мелихова и переезде семьи в Ялту, куда Антону Павловичу посоветовали переехать врачи.



Чеховы и гости на террасе дома. Март 1892 года. Фото А.П. Чехова. Источник: музей-усадьба Мелихово.



Восстановление главного дома 1958 г. Источник: музей-усадьба Мелихово.

интересно, писатели, обо всём, Чехов

Previous post Next post
Up