Государство испугалось борьбы с «чёрным налом».

Oct 31, 2013 23:07

... точных оценок объёма теневого сектора экономики просто не существует. Например, по данным Росстата, он может достигать 30% ВВП страны. Однако официальная статистика оперирует только суммами недополученных бюджетом налогов, не учитывая такой «незначительный» фактор, как коррупция. Независимые эксперты приводят другие цифры.
Далее читаем:
Так, по статистике Центробанка, в первом полугодии этого года держатели «пластика» оплатили с его помощью товаров и услуг на 2 трлн рублей, притом что обналичили почти 10 трлн рублей.
если 8 трлн рублей не потрачены, значит это и есть "чёрный нал" (или близко к тому). Напрашивается само собой.

"Государство испугалось борьбы с «чёрным налом». Банки - спешат уничтожить любой нал"
Министерство финансов перенесло сроки вступления в силу ограничений на оплату крупных покупок наличными деньгами. Об этом cообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Напомним, что с 1 января будущего года должен был вступить в силу законопроект, предусматривающий введение запрета физлицам на совершение наличных платежей, превышающих 600 тыс. рублей. В 2016 году этот лимит должен был снизиться до 300 тыс. рублей. Минфин указывал на то, что ограничение оборота наличных денег поможет вывести существенную часть экономики России из тени, благодаря чему значительно увеличится собираемость налогов и, соответственно, доходная часть бюджета страны.

По понятным причинам точных оценок объёма теневого сектора экономики просто не существует. Например, по данным Росстата, он может достигать 30% ВВП страны. Однако официальная статистика оперирует только суммами недополученных бюджетом налогов, не учитывая такой «незначительный» фактор, как коррупция. Независимые эксперты приводят другие цифры. Так, в прошлом году аналитики Сбербанка указывали, что в тени находится до 40% от ВВП, а в исследовательской организации GlobalFinancialIntegrity утверждают, что этот показатель приблизился к 46%. Учитывая, что в прошлом году ВВП страны составил порядка 60 трлн рублей, получаем на выходе весьма и весьма внушительную сумму.

В Минфине возлагают вину за такое положение дел как раз на высокую долю наличного оборота в стране. По данным министерства, до четверти всех платежей сегодня приходится на наличные. При этом в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 7-10%. Даже в странах с развивающейся экономикой наличные не превышают 15% в общем денежном обороте.

Вообще обработка наличных платежей - весьма затратное дело. Согласно цифрам, озвученным председателем Сбербанка Германом Грефом, ежегодно из-за издержек на поддержание наличного оборота страна теряет более 1,1% ВВП. Подчеркнём - это лишь прямые издержки: затраты на эмиссию, обращение и хранение денежной массы, обеспечение безопасности и так далее. Если дополнительно учесть и косвенные издержки (например, отвлечение капитала из оборота), то потери могут достигать уже 2,3% ВВП.

Кстати, именно банкиры были инициаторами объявления «войны наличным». Их можно понять. Во-первых, обработка наличных платежей обходится банкам существенно дороже, чем обслуживание безналичных операций. Во-вторых, политика запретов на оборот наличных должна была заставить население вытащить деньги «из-под матрасов» и принести их в кредитные организации. По различным оценкам, объём этих денег составляет от 2,5 до 6 трлн рублей. Есть за что бороться.

Таким образом, желания финансовых властей и банковского сектора полностью совпали, что и привело к появлению ограничительного законопроекта - первого в предполагаемом «антиналичном» пакете поправок в законодательство. Однако далее Минфин столкнулся со вполне ожидаемыми трудностями в администрировании предполагаемых запретов. «Мы натолкнулись на ряд сложностей, которые заставляют нас подумать по поводу этой истории. Это юридические сложности и сложности с надзором», - признал Алексей Моисеев.

Дело в том, что отслеживать исполнение закона и штрафовать нарушителей должны налоговики. Однако каким именно образом выстроить этот надзор - до сих пор не понятно. Скажем, и сегодня многие наши сограждане успешно уклоняются от уплаты налога на доходы физлиц при продаже недвижимости, договариваясь с покупателем и занижая договорную цену сделки. Точно так же сложно представить владельца небольшого автосалона, который, пусть даже под угрозой штрафа, откажет покупателю, пришедшему за новой машиной с «живыми» деньгами.

Поэтому было принято решение повременить с принятием документа. Точных сроков в Минфине не назвали, отметив лишь, что это может произойти в следующем году, пусть и не с самого его начала.

Однако банкиры ждать «милостей от природы» не намерены и готовятся взять ситуацию в свои руки. Их явно не устраивает существующее положение дел, при котором наши сограждане используют банковские карты в основном для получения наличных. Так, по статистике Центробанка, в первом полугодии этого года держатели «пластика» оплатили с его помощью товаров и услуг на 2 трлн рублей, притом что обналичили почти 10 трлн рублей.

Одно из самых простых и эффективных решений проблемы - снижение лимитов на снятие наличных в банкоматах. К такой мере уже прибег лидер рынка - Сбербанк. С 15 октября госбанк ощутимо снизил лимиты (как ежемесячные, так и дневные) на получение наличных с карт. В частности, максимальная сумма дневного снятия по картам VisaElectron, Maestro была снижена со 150 тыс. до 50 тыс. рублей, по картам VisaClassic, MasterCardStandard - со 150 тыс. до 80 тыс. рублей. В кредитной организации прямо подчеркнули, что нововведения связаны с «планомерной политикой банка по стимулированию клиентов к переходу на безналичный оборот».

Последовать примеру Сбербанка уже в ближайшем будущем готовы и другие игроки рынка. Причём в массовом порядке. «Все банки введут лимиты на снятие наличных. Банки вправе это делать. Разумеется, при условии предварительного объявления, прописав это в договорах, в правилах обслуживания клиентов», - категорично заявил Александр Хандруев, первый вице-президент ассоциации региональных банков «Россия».

Таким образом, как и прогнозировал «Однако», «стимулирование безналичных расчётов» ожидаемо выливается в политику прямых запретов. Банковский сектор «бежит впереди паровоза», не только инициируя, но и предваряя попытки властей ограничить наличный оборот в стране. Конечно, любые лимиты можно обойти, например, «привязав» к одному карточному счету сразу несколько карт или снимая крупные суммы в отделениях банка. Но в итоге это гораздо менее удобно для держателей «пластика». На что банкиры и рассчитывают.
источник http://www.odnako.org/blogs/show_31103/

деньги, новые законы, прожекты

Previous post Next post
Up