Минэкономразвития предлагает исключить из российского законодательства положения о регулировании качества пищи. По мнению экспертов ведомства, понятие качества пищевых продуктов «носит общий и неконкретный характер». Об этом говорится в заключении министерства на предложенные Минздравом поправки в законодательство.
[Spoiler (click to open)]Минздрав предложил в ряде законов произвести косметическую правку: заменить понятие «качество пищевых продуктов» на «качество пищевой продукции». Определение термина представители Минздрава хотели оставить прежним.
- Качество пищевых продуктов - это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования, - пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.
В заключении Минэкономразвития говорится, что данное определение сводится к единственному критерию: является ли данный продукт пищей. Фактически любой съедобный продукт автоматически признается качественным. По мнению экспертов ведомства, такое понятие в законодательстве не нужно.
«Критерии «качества» пищевой продукции не определены в законодательстве Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации. Полагаем, что требования к «качеству» и обеспечению «качества» не могут являться предметом регулирования российского законодательства, - написано в заключении. - Следует исключить из законодательных актов Российской Федерации положения о регулировании «качества» пищевой продукции».
Положения законов о качестве пищи действительно нуждаются в доработках, считают представители X5 Retail Group. В компании согласны, что сейчас в законодательстве понятие «качество пищевых продуктов» формулируется слишком неопределенно, но предлагают не избавляться от него целиком, а доработать.
- Неопределенная формулировка понятия может привести к расширительному толкованию при осуществлении госконтроля, - предупреждают представители X5.
Как сообщили «Известиям» в Европейской экономической комиссии (ЕЭК), этот наднациональный регулирующий орган Таможенного союза выступает против излишних ограничений, касающихся качества продуктов. В ЕЭК считают, что четкие требования в этой сфере установить крайне сложно: качество - понятие субъективное. Зато пристальное внимание нужно уделять безопасности пищевых продуктов.
- Каждый производитель сам решает, что выгоднее: сделать более дешевый, но менее вкусный товар, либо поразить потребителя качеством «премиум» по невероятной цене. Это рыночная экономика. Единственное условие: товар должен быть безопасным для потребителя, - считает руководитель секции «Высокое качество» «Руспродсоюза» Елена Саратцева. - Требования к качеству товаров устанавливаются стандартами. Их использование производителями носит добровольный характер.
По словам представителей Минздрава, Роспотребнадзор, Минсельхоз и Росалкогольрегулирование поддерживают их позицию: сохранить в законах упоминание о качестве.
Послесловие Итак, новая либерализация пищевого бизнеса, который уже давно либерализован отменой обязательного выполнения стандартов качества пищевой продукции как в сфере производства, так и в сфере импорта переводом их в "добровольное соблюдение". И новая мера по отмене уже самого понятия "качество" в пищевой отрасли идёт от падения прибылей в данном бизнесе на фоне падения спроса в падающей экономике. Пищевой геноцид народа продуктовым бизнесом начался ровно с тех пор, когда мы вышли из социализма с его жёстким надзором за всеми видами продукции и вляпались в "картонную" технологию изготовления продуктов питания из несъедобных элементов, типа сыр, творог, сметана без молока, колбаса без мяса. И политика народосбережения была исключена как антагонизм политике выкачивания максимальной частной прибыли. Теперь и остатки контроля отпадут и эти суррогаты питания будут неопределённой свежести. Хотя, с другой стороны, возможно ли применение понятия "свежесть" к синтетическим изделиям... И тем не менее, у нас был контроль за пищей, который осуществлял Онищенко. Позволю себе пофантазировать, поскольку знаю об этом мало. Но политика "пищевых войн", которую власть вела необыкновенно оперативно, позволяет предположить, что информация о нарушениях в качестве поставляемых продуктов шла в правительство непрерывным потоком, из которого, как заяц из шляпы фокусника, выуживался и вступал в политическую игру требующийся фрагмент. Но по всей видимости, поток информации о некачественном продукте, как своём, так и импортируемом, стал защкаливать и власть решила провести двойную зачистку.