Авиезер Такер в книге
Our Knowledge of the Past: A Philosophy of Historiography пишет о формальных критериях по которым можно определить, основывается ли научный консенсус в той или иной области на знании, или же к его существованию привели иные причины. Всего формальных критериев три: добровольность, исключительная гетерогенность и достаточная
(
Read more... )
То есть, он вполне последовательно придерживается позиции Такера - в отсутствии возможности проверить мнения многих специалистов, и постольку, поскольку группа специалистов выглядит весьма масштабной, в существенной степени добровольной и до некоторой степени гетерогенной, то следует положиться на их мнение. Но как только появляется возможность разобраться в том, что же эти специалисты понаписали, насколько валидными были их методы, насколько обоснованными были их допущения, то тут уж наличие или отсутствие консенсуса не должно влиять на наши умозаключения.
Reply
Если какой-либо библеист или учёный любого профиля пишет статью, в которой нужно упомянуть мнение о датировке текста Пятикнижия, то он имеет право просто указать на существующий консенсус.
То же самое можно сказать и о существовании Иисуса. Если кто-то подвергает консенсус(соответствующий критериям) сомнению, то имеет на это полное право, это другой вопрос. Консенсус изменяется, так сказать, в установленном порядке.
Карриер также исходит из консенсуса по отдельным вопросам, даже не разбираясь в причинах.
Reply
Просто из вашего пересказа рассуждений Такера у меня сложилось впечатление, что он говорит о неких абсолютно надежных критериях определения того, основан ли консенсус на знании или на предубеждениях. Речь же идет не о том, чтобы "определить" (ваш термин), а о том, чтобы судить об этом с большей степенью уверенности - "сonsensus on beliefs may be epistemically useful as an indicator of knowledge" (слова Такера).
Reply
Reply
т.е., скорее всего так, но может быть и этак
у вас же было - критерии, по которым можно определить: или - или
Я с позицией Такера не спорю, она представляется мне вполне умеренной и разумной, просто в вашем изложении она предстала излишне категоричной.
Добровольность, гетерогенность и масштабность консенсуса, действительно говорят в пользу того, что он основан на знании. Но надежной гарантии - не дают и можно привести довольно много примеров обратного.
Reply
Да, конечно. Но люди, утверждающие, что консенсус совсем ничего не показывает, не правы.
Найду время, сделаю пост о том, как можно и как нельзя использовать представления о консенсусе в рамках библеистики. И почему критики определённых консенсусных мнений чаще всего ведут себя неправильно.
Reply
Обычно, отличить выводы от предпосылок не так уж и трудно, даже если совсем ничего не понимать в предмете.
Reply
Leave a comment