Критерии консенсуса

Dec 02, 2013 16:16

Авиезер Такер в книге Our Knowledge of the Past: A Philosophy of Historiography пишет о формальных критериях по которым можно определить, основывается ли научный консенсус в той или иной области на знании, или же к его существованию привели иные причины. Всего формальных критериев три: добровольность, исключительная гетерогенность и достаточная ( Read more... )

философия историографии, философия науки

Leave a comment

rsokolov December 7 2013, 10:39:07 UTC
Кстати, то же Кэрриер до сих пор говорит, что людям, несведующим в библеистике, стоит придерживаться мнения специалистов, о том, что Иисус реально существовал, поскольку именно эта точка зрения является консенсусной. Сам же он, разумеется, с этой точкой зрения не согласен.

То есть, он вполне последовательно придерживается позиции Такера - в отсутствии возможности проверить мнения многих специалистов, и постольку, поскольку группа специалистов выглядит весьма масштабной, в существенной степени добровольной и до некоторой степени гетерогенной, то следует положиться на их мнение. Но как только появляется возможность разобраться в том, что же эти специалисты понаписали, насколько валидными были их методы, насколько обоснованными были их допущения, то тут уж наличие или отсутствие консенсуса не должно влиять на наши умозаключения.

Reply

nikkonov December 7 2013, 13:29:42 UTC
В случае с библеистикой действуют те же принципы консенсуса. Например, существует гетерогенный, добровольный и масштабный консенсус относительно того, что Пятикнижие в нынешнем виде датируется I-м тысячелетием до н.э(внутри этих рамок, конечно, предлагаются разные уточнённые датировки, но это в данном случае не так важно). Количество учёных, которые поддерживают датировку II тысячелетием ничтожно.

Если какой-либо библеист или учёный любого профиля пишет статью, в которой нужно упомянуть мнение о датировке текста Пятикнижия, то он имеет право просто указать на существующий консенсус.

То же самое можно сказать и о существовании Иисуса. Если кто-то подвергает консенсус(соответствующий критериям) сомнению, то имеет на это полное право, это другой вопрос. Консенсус изменяется, так сказать, в установленном порядке.

Карриер также исходит из консенсуса по отдельным вопросам, даже не разбираясь в причинах.

Reply

rsokolov December 7 2013, 20:26:08 UTC
Всё так, да.

Просто из вашего пересказа рассуждений Такера у меня сложилось впечатление, что он говорит о неких абсолютно надежных критериях определения того, основан ли консенсус на знании или на предубеждениях. Речь же идет не о том, чтобы "определить" (ваш термин), а о том, чтобы судить об этом с большей степенью уверенности - "сonsensus on beliefs may be epistemically useful as an indicator of knowledge" (слова Такера).

Reply

nikkonov December 8 2013, 09:24:40 UTC
Не думаю,что между "определителем" и индикатором какая-то очень существенная разница. Впрочем это скорее вопрос неясности в терминологии, а не неправоты позиции Такера. Критерии выдвигались задолго до Такера, конечно, просто он обсуждает их в контексте спора со "скептиками" и "эзотериками", которые не признают критериев, да и самой концепции консенсуса тоже.

Reply

rsokolov December 8 2013, 10:16:56 UTC
useful as an indicator - это, типа, полезен как признак

т.е., скорее всего так, но может быть и этак

у вас же было - критерии, по которым можно определить: или - или

Я с позицией Такера не спорю, она представляется мне вполне умеренной и разумной, просто в вашем изложении она предстала излишне категоричной.

Добровольность, гетерогенность и масштабность консенсуса, действительно говорят в пользу того, что он основан на знании. Но надежной гарантии - не дают и можно привести довольно много примеров обратного.

Reply

nikkonov December 8 2013, 10:47:34 UTC
*Но надежной гарантии - не дают и можно привести довольно много примеров обратного*

Да, конечно. Но люди, утверждающие, что консенсус совсем ничего не показывает, не правы.

Найду время, сделаю пост о том, как можно и как нельзя использовать представления о консенсусе в рамках библеистики. И почему критики определённых консенсусных мнений чаще всего ведут себя неправильно.

Reply

rsokolov December 8 2013, 10:54:05 UTC
Я бы сказал так, что когда дело касается выводов, то консенсус значит очень многое. А если консенсус касается предпосылок - то не очень многое.

Обычно, отличить выводы от предпосылок не так уж и трудно, даже если совсем ничего не понимать в предмете.

Reply


Leave a comment

Up