Дубна-Конаково-Тверь

Sep 11, 2017 23:53


Дубна-Конаково-Тверь
велопрогулка с палаткой
На классический велосипедный маршрут Конаково-Тверь я заглядывался давольно давно, но все было недосуг. Однако вдруг карты сложились и я в одночасье решил ехать.
Находясь в Дмитрове, старт из Конаково не удобен, поэтому решил начать от Дубны и на прогулку заложить не 2, а 3 дня. Можно было конечно начать прямо из Дмитрова и доехать до Волги и Дубны своим ходом 50 км вдоль канала имени Москвы. Но этот кусок : 1. не отвечает целям прогулки, 2. никуда от меня не денется, можно проехать в любой день. Поэтому я начал от парома через канал в Дубне, аккурат с границы Тверской области.

Цели прогулки

1. Побыть на Волге и проехать давно желанный маршрут.
2. Посмотреть вживую пустынные и дикие места по левому берегу Волги ниже Твери.
3. Навестить знакомые по бурной юности места вокруг «СОЛ Волга» МИФИ.
4. Выяснить на месте, почему все таки Великое Княжество Тверское проиграло борьбу на первенство Москве при становлении русского царства в XIV-XV веках

Задачи 1,2 и 4 выполнить удалось, 3 - отложено, т.к. маршрут у меня получился не совсем классическим, чему были свои причины.

Подготовка и планы
Некоторые опасения вызывала прежде всего совокупность лишних 20-ти килограмм на собственной туше и вело-рюкзак с автономной выкладкой (палатка, спальник, горелка, газ, минимальный запас воды и еды). Все это вместе должно было взгромоздиться на изящную раму моего легкого и спортивного велосипеда, который никак не похож на туристского мула чтобы трястись груженым по плохим дорогам с кочками и ямами. Но велосипед хороший, выдержал. Где то вез меня, а кое-где нам пришлось поменяться и я тащил его на себе.

День 1. Дубна - Дмитрова Гора - Конаково - паром - Волга
Паром через канал в Дубне для пешехода и велосипедиста доступен и быстр, а на машине там можно застрять на 2-3 часа, особенно в выходной.
За паромом дорога средней паршивости, довольно разбита, но живописна. Рельеф - плоский. Трафик по началу почти отсутствует, после Дмитровой Горы встречаются самосвалы, но терпимо. Достопримечательности - больной животноводческий комплекс в Дмитровой Горе и окрестных селах. Фермы с внушительными кучами протухшего навоза встретятся путешественнику на 1 и не 2 раза. В эти моменты лучше не дышать.
Конаково - пыль, гаражи и промзоны, плотный трафик.
В Конаково есть две хорошие вещи - Волга и хлебозавод, который уже много лет выпекает очень вкусный хлеб, годами не теряющий качества. Поэтому в Конаково я ограничился крюком до магазинчика при хлебозаводе (Промышленная улица, 8), и преодолевая пробки поспешил на паром, делать в Конаково больше нечего. У парома есть магазин, пиво, солнце, пляж и конечно же прекрасная Волга.
Паром ходит раз в час. Переправившись на противоположную сторону Волги я остался на пустынной дороге в одиночестве, в том месте куда и стремился. Разминка закончена, начинается сама прогулка.
Ночевать я планировал на излюбленном берегу в 3 км от Юрьево-Девичьего. Ехать до места ночевки вдоль берега не хотелось, т.к. там есть большой и буреломистый овраг с ручьем и бродом. Поэтому к Волге я спускался от с. Новенькое, что добавило вдруг еще 4 км по бетонке и проселку.








Одиночество:



Достопримечательности:
1. Прямо за паромом впервые в жизни увидел в дикой природе сову (или филина, хрен его знает),
2. Несмотря на вечернее время прямо от парома меня встретили Хозяева Тверской Области*, по началу и по вечернему времени не особо активно, но сопровождающий эскорт звена их штурмовиков меня уже не отпускал следующие 2 дня до самой Твери.

* Хозяин Тверской области
Знакомьтесь. Хозяин Тверской области: Hypoderma bovis.
Овод. Он и есть настоящий хозяин и властелин тверской области. Полноправный и доминирующий. Он везде. Он всюду. Он все и всех видит. От него не скрыться.

Аскетический быт велотуриста в автономке
Меню на 3 дня: бутылка гречневой крупы, соль, 3 пакетика растворимого кофе "3 в 1", 4 пакета овсянки быстрого приготовления, 2 бомж-пакета "Ролтон", 1 банка тушенки, 2 сникерса, 1 батон конаковского хлеба.  Упаковка соли в контейнер от детского киндера - мое личное изобретение. Рекомендую.
Палатка "Байкер" с гаражом для велосипедов от уважаемой фирмы "Normal" - гениальное изобретение. Когда ночью вогруг палатки скачут лошади и ходят люди, когда дует ветер или идет дождь и при этом можно быть спокойным за велосипед, приготовить завтрак в тепле и сухости - замечательно.
Газ, кастрюля и горелка - все что нужно для приготовления пищи. Забудте о кострах, дровах и прочем ужасе. Вес рюкзака в итоге выйдет такой же, а геморроя в 2 раза меньше.






День 2. Волга - Юрьево-Девичье - Нестерово - «приключение» - Лисицы - Белый Конь
Переночевав на берегу надо было принимать решение как ехать дальше. к планируемому месту следующей ночевки в районе турбазы «Лисицин Бор».

Варианта пути два:
1. «классический» маршрут Конаково-Тверь - от Юрьево-Девичьего спускаться к Едимоново по дороге, дальше продираться тропами и бродами в Видогощи, от которых дальше дорога уже есть, правда песчаная.
2. от Юрьево-Девичьего повернуть в противоположную сторону, ехать до Нестерово по дороге, далее «быстренько срезать по проселку» прямо на Сергеевку и Лисицы.

Путь 1 включал одну из целей поездки, проходя непосредственно через «СОЛ Волга» и Водогощи. Однако возникли сомнения:
1. Маршрут между Едимоново и Видогощами пролегает козьими тропами по берегу, с непонятными развилками и бродами. Я там ни разу не был, точной дороги я не знаю. Телефон я меня без зарядника и рассчитывать на GPS в глуши - посадить его окончательно и то, без ясных перспектив.
2. Дороги там, очевидно на особо, если и есть. Придется таскать на себе велосипед, преодолевать кищачиее комарами и оводами ручьи о овраги.
3. Не имея точного представления о дороге необходимо страховаться на случай ночевки в не плановом месте, а значит надо переть запас воды на полтора дня. А таскать на себе воду без нормальной дороги не хотелось.

В итоге, я выбрал путь 2, рвануть налегке через Нестерово и проселок. Все таки дорога, меньше оводов (ха-ха!). А быстренько срезав я подумывал сгонять до Видогощ и обратно (ха-ха-ха!).

Бетонка заканчивается непосредственно в Юрьево-Девичьем, а следующие 2 десятка километров до Нестерово - гравийно-песчаная «стиральная доска». Гравийная часть укатана в виде сплошных поперечных кочек и нещадно трясет, что с груженым багажником неприятно. Обочины же состоят из ровного, но глубокого песка, в котором вязнут колеса. Траффика, магазинов и прочего нет, все таки глушь.
Есть оводы. Теперь они уже не скрываясь сопровождали меня эскадрильями по 10-15 особей, пытаясь прокатиться на раме и по закусить человеческой крови. Но  целом терпимо и в пределах нормы. Единственно что оводы не давали сбавлять темп, как бы подгоняя велосипедиста ехать быстрее и дальше.
Достопримечательности: вывески охотничьих хозяйств, разрушенная церковь, ощущения относительно глухого места. За тем и ехали.











Дорога. Она манит путника только тем, что она есть.
Поэтому я фотографирую дороги. В дороге и есть весь смысл, суть и соль любого путешествия, даже совсем небольшого, как моё.




«Приключение»В Нестерово основная дорога делает поворот под прямым углом направо, а проселок ведет прямо. Начинается хорошо и живописно и одинокий велосипедист беззаботно покатил вперед, предвкушая техничную езду по мягкому и слегка неровному проселку, а так же раздумывая что делать с кучей времени и куда бы еще поехать... «Ага.. щас...», ответили сопровождающие оводы и полетели к своим за подкреплением.
Техничная езда немного, но была.... метров 200-300. Надо было держать руль и тормоза обеими руками, переключать передачи и все такое. Но тут пропавшие было оводы вернулись в удесятеренном количестве, и выстроившись в боевые порядки, начали кружить вокруг, пикируя в лицо и прочие части тела, начали кусаться, не давая нормально ехать. Мгновенно испортилась и дорога, подсунув первую большую яму, где пришлось слезать и проводить велосипед. В седло я запрыгивал еще пару раз, но на несколько метров, дальше пытаться ехать было бесполезно. Облившись репеллентом (помогало мало) я начал прорыв в пешем режиме. Останавливаться не хотелось, потому что жара, липкая духота в кампании сотен оводов - не самое лучшее место для пикника. Без остановки и перерыва следуют друг за другом лужи, ямы и колеи зелелой ряской. Груженый велосипед где то удавалось проводить, где то тащить на себе ногами в гОвнах и лужах, где то ломиться по краю кустов и зарослей. И оводы...оводы...оооооводы. Тучи оводов, заставляющие чувствовать себя загнанным лосем. В какой то момент я заебался, включил GPS и «несказанно обрадовался» тому, оказывается преодолел только половину пути (мать вашу) и нахожусь аккурат посередине просеки. Неподвижную цель оводы, кстати, видят хуже и отмахавшись полотенцем можно попить воды и сделать пару фотографий на память. Стараясь не думать о возможных клубках гадюк в траве, какие я видел в подобных местах неоднократно, попер дальше. Ближе к последней четверти дороги она раздваивается, совершенно непроходимая дорога идет ближе к лесу, а чуть более легкая и обильно усеянная свежими кабаньими следами идет по центру просеки.
На 5 км «короткого проселка» ушло больше 2-х часов времени и куча сил. Последние метры даже удалось проехать. В селе была дорога (!!) гравийная и сраная, но по сравнению с оводным адом и болотом это было счастье.
Не советую тут ездить. Любителям контактных педалей стоит иметь в виду, что в тверской области лучше иметь топталки.

Все начиналось весьма мило и живописно. "Приключение" заманивает в свои сети:





Потом стало похуже:





А так выгядит основная часть "короткого просёлка":







Лисицы и Белый КоньПосле «приключения» ехать в Видогощи расхотелось и прямо скажем не моглось. В следующий раз. Тем более я знал, что там оводы тоже есть и в изобилии. Нафиг.
Проехав деревню Лисицы насквозь увидел асфальт (отличная перспектива на завтра) и выяснил что турбаза «Лисицин Бор» закрыта и не работает. Зато есть обширный луг с пляжем вдоль живописной излучины Волги с панорамным видом. По случаю вторника балагуров на пляже не ожидалось, значит ночуем тут.

Ночью поджидал сюрприз. Сквозь неспокойный сон (все таки деревня рядом, мало ли что) я вдруг уловил приближающийся странный топот и фыркание, а через несколько секунд оглушающий топот пронесся в шаге от палатки.
Охренел. Расстегнул палатку, высунул наружу фонарь и голову, смотрю снизу вверх.
Ясная августовская ночь. Открытое пространство обширного луга накрыто бездонным куполом звездного неба. На фоне звезд, в метре от меня возвышается белый конь, с шикарным хвостом и гривой и косит на меня глазом.
Я смотрю снизу на коня, конь сверху на меня. «Белая горячка», подумал я. Хотя странно, на маршруте я не пил, да и слишком красиво зрелище для банальной белой горячки. О чем думал Белый Конь осталось неизвестным.
Конь принялся щипать траву, а я отправился спать. Лошади всю ночь бегали вокруг и тихо ржали, придавая моему отдыху гусарского антуража, умиротворения и спокойствия.










День 3. Лисицы - Тверь
Наутро лошадей уже не было, а у Волги радикально испортилось настроение. На воде гугяли волны с барашками, а открытая на все 4 стороны излучина продувалась порывами ветра с мелким дождем, грозящими сложить палатку, потому что из экономии веса я взял минимум кольев и никаких штормовых оттяжек у меня не было. Кофе и кашу пришлось готовить в палатке и подать себе прямо в постель не вылезая из спальника (газовая кухня в походах рулит) Спасаясь от грядущего дождя я установил личный рекорд по сборам (1 час от пробуждения до старта с чисткой зубов, завтраком и сборами) и укатил в сторону лесной дороги.
Из Лисиц до трассы Кимры-Тверь уже асфальт. Местами порядком убитый, но асфальт. После приключений на болотах я не стал срезать кусок трассы по проселкам, а с удовольствием докатил по асфальту до трассы, а потом и до Твери. Оводов сдуло, погода прохладная и комфортная, наконец то можно и покрутить на правильном каденсе, велосипед едет - красота. Трафик на трассе незначительный и ничуть не мешает практически до самой Твери.
В самой Твери машин много и ехать противно.








В 14-15 я уже сидел в электричке и размышлял о Великом Княжестве Тверском.
Все. Прогулка достигла цели.
Пока едешь, не торопять но и не мешкая, есть цель, есть маршрут, есть задача и ряд трудностей. Маршрут надо проехать, посмотреть, продышать, не проколоть колеса, не промокнуть, не заболеть, комфортно ночевать, попить-поесть, покупаться в речке и не опоздать на паромы и поезда.
А когда доехал и цель достигнута - становится грустно, что прогулка так быстро закончилась.






Настоящая судьба Великого Княжества ТверскогоЧто касается вопроса о причинах поражения Твери в соперничестве с Москвой, при явном преимуществе в более выгодном расположении на берегу Волги и чуть бОльшем удалении от татар, ответ виден невооруженным глазом любому, кто бывал в Тверской области.

У тверских земель, очевидно, две основные проблемы:

1. Отсутствие дорог и огромное количество болот.
2. Куча оводов.

Все исторические теории об Иване Калите, ордынцах, литовцах, новгородцах и прочих конечно имеют место быть, однако не раскрывают истинной исторической подоплеки событий.
Если даже предположить, что в средние века оводов в Москве и Твери было примерно одинаково, дальнейшая неразумная политика тверчан с начала XIV века не оставила их княжеству шансов. В то время как Москва, успешно продав за 3 копейки остальную Русь, принялась собирать и отправлять дань в орду, кое-как укатала некоторые дороги и наладила постоянное сообщение с диким полем, Каракорумом и степью, Тверь занималась мелким политиканством промеж Москвы, Орды, Литовцами, Новгородцами и прочими, преследуя мелкобуржуазные цели. Московские караваны, армии и торговцы, отправляющиеся в орду и обратно, привлекали московских оводов, которые проведав путь в степи, массово иммигрировали из сырой московской земли на теплый юг кусать немытых ордынцев и их бессчетные стада и табуны. Тверским же оводам лететь в стылый псевдодемократический Новгород (сношение с которым крайне сомнительно), или тем более в Литву (еще более сомнительный союзник) не улыбалось и они дружно засели в родных болотах, где массово плодились и копили злость и голод.
Дальше для Твери все развивалось печальнее и печальнее. Оводы не давали развиваться сельскому хозяйству и ремеслам. Не дали выстроить каменный кремль. Покусанные в непроходимых болотах иностранные послы и купцы не хотели иметь с Тверью дела, предпочитая рынки Москвы и Новгорода, что спровоцировало отток капитала и упадок торговли. Тверская епархия, одна из древнейших на руси, не могла выполнять свои функции: прихожане, спасаясь от оводов, пропускали воскресные проповеди и сидели по домам, священники - по кельям, окуриваясь ладаном. Росли и множились ереси, падала культура. Оводы подточили единство тверского народа, истощили их силы и Тверь не могла устоять под натиском хитрых, безжалостных и не покусанных оводами москвичей.

В итоге Тверь не стала столицей, тут нет МКАДа, нет метро, нет 16 миллионов народу. В современную Тверь, в отличие от Москвы вернулось работать намного меньше бывших ордынцев, тут меньше пробок, нет МНПЗ, нет курьяновской станции аэрации. Город не сумел засрать Волгу, что в ней даже можно купаться...
А какие были перспективы...
Previous post Next post
Up