Велокрым-2 (осенний)
Второе спасибо
spiculator за идею, и на сей раз кампанию. Отдельно спасибо моей семье за отличный подарок на день рождения. Встретить юбилей в седле велосипеда колеся по осеннему Крыму - лучшего нельзя было и пожелать.
Цели поездки:
- Прокатиться по Крыму, зацепив наиболее симпатичные дороги *
- Отметить 35-летие в седле велосипеда
*Симпатичные дороги в моем понимании - второстепенные асфальтированные дорожки, желательно по горным перевалам. Проектирование совместной части маршрута Сергей доверил мне, что и получилось исходя из моих вкусов.
Запланировано троекратное пересечение крымской гряды по трем разным перевалам. Плюс неожиданно неасфальтированный кабаний перевал, казавшийся по карте легким заслуживает отдельной звезды. Итого 4 хороших подъема.
Маршрут в предложенном графике по силам велосипедисту с любым уровнем подготовки, способному проехать полтийничек без остановки.
Маршрут:
- Аэропорт Симферополя - Бахчисарай
- Бахчисарай - Танковое - Красный мак - Терновка - поворот направо в Хмельницком - Инкерман - Севастополь
- Севастополь - шоссе - ласпи (приключение) - старая дорога к форосской Церкви - Форосская церковь - перевал Байдарские ворота - Орлиное
- Орлиное - Родниковое - Кабаний перевал - Аромат - Соколиное - Большой каньон
- Круговая покатушка по долинам: Большой каньон - Аромат - Солнечнолесье - Высокое - Куйбышево - Большой Каньон
- Большой каньон - Ай-Петри - Ялта - Никита
- Никита - Гурзуф - Алушта
Далее я вернулся на троллейбусе в аэропорт, а Сергей попытался доехать до Керчи и дальше.
1. Аэропорт Симферополя - Бахчисарай
50 км. Самый неинтересный кусок, второй раз убеждаюсь, что ехать его надо на электричке. Для получения аналогичных впечатлений достаточно проехать вокруг Подольска в Москву. Промразвалины, строительные рынки, автосервисы, плотный траффик и выхлопные газы.
Бахчисарай хорош. Бараний шашлык с видом на ханский дворец - 130 рублей.
В Бахчисарае выяснилось, что нормального коньяка тут нет, и увы, тенденция оказалась верна для всего Крыма. Только в Алуште удалось отведать Арарата, и то в ресторане. Везите из дома )
2. Бахчисарай - Танковое - Красный мак - Терновка - поворот направо в Хмельницком - Инкерман - Севастополь
65 км. Первый плановый подъем + подъем-сюрприз на финише.
Живописный и комфортный кусок подпортило только обилие траффика. Прихожу к выводу, что велопоездки по Крыму следует планировать так, что бы в выходные не ездить. В будни даже шоссе по Южному берегу комфортно для велосипедиста, когда как в праздничные и выходные дни и второстепенные дорожки забиты машинами.
Подъем к Терновке не сложен, извилист и тенист, как раз для раскатки. Спуск стемителен и прост, хотя не гнал больше 65. В Терновке есть чебуречная. Готовят долго, но персонально и вкусно.
Сюрпризом стал подъезд к Севастополю. Кажущаяся из Инкермана близость цели, расслабон и 50 км в ногах сделали запоминающейся горищу от Инкермана до въезда в Севастополь.
Севастополь прекрасен. В связи с самоустранением Киева именно Севастополь занял вакантное место моего любимого города в постсоветском пространстве. Прекрастность Севастополя распространяется на весь юридический Севастополь, включая Байдарскую долину, которая была на следующий день.
3. Севастополь - шоссе - старая дорога к форосской церкви - форосская церковь - перевал Байдарские ворота - Орлиное
70 км. Старая дорога к форосской церкви. Второй плановый перевал. Приключение.
ЮБК-шоссе на этот раз удивило. Был понедельник, дорога почти свободна и по ней было прямо таки приятно ехать.
В Байдарскую долину можно было попасть двумя путями - через пару поворотов с шоссе не доезжая Ласпи и не теряя высоты, или спустившись к морю и далее через перевал Байдарские Ворота. Вывески, обещающие Орлиное, ресторан, WiFi и прочие радости жизни в 5ти километрах налево соблазняли, однако волевым усилием повернули направо, о чем не пожалели.
В качестве разминки перед подъемом, в Ласпи получилось первое приключение: спустившись на сквозную (по карте) дорожку по берегу, обнаружили две вещи. 1. Дорога перекрыта воротами. 2. Возвращение на шоссе предстояло на солнцепеке в 20%-ю стену. Ехать не хватало передач. Заебались.
Старая дорога к форосской церкви
Решение использовать для подъема к церкви старую дорогу было сначала похоже на путь к очередному «приключению», однако мы решили ехать и не пожалели. Дорога порядком заросла и разрушена, однако для велосипедиста практически везде хватало места среди кустов и веток, а под колесами практически всегда находилась тонкая полоска асфальта. Прямые участки серпантина ныряли в густые заросли, а 180-градусные повороты радовали простором и видами моря. Нескучная техничная езда по разбитой дороге и небольшой уклон не давали впечатление подъема. Как будто не в гору едешь. А с каждым поворотом, казавшаяся снизу неприступной на своем утесе церковь чудесным образом оказывалась все ближе и ближе, а вид на море и ЮБК - шире и масштабнее. Дорога очень понравилась, по возможности вернусь туда. Но только для езды вверх. Спуск по ней, на мой вкус, удовольствие сомнительное, если вы не фанатик маунтинбайка в каноническом значении.
От церкви до Байдарских Ворот остался короткий кусок отличного подъема с хорошим покрытием. В принципе, проехать его вверх целиком по цивильной дороге - тоже хороший вариант.
Спуск в Орлиное получился в сумерках, хорошая частная гостиница на 8 скромных, но свежих номеров нашлась напротив ресторанчика, у въезда в деревню. Рай. Гостиница, кстати продается. Стоимость как хорошая московская квартира. Так чта…
4. Орлиное - Родниковое - Передовое - Кабаний перевал - Аромат - Соколиное - Большой каньон
40 км. Байдарская долина, во всех смыслах Кабаний перевал. День рождения. Седали.
Байдарская долина - естественный амфитеатр в горах с рекой и водохранилищем посередине. Долина опоясана приятной дорогой с деревеньками и поселками. Чрезвычайно живописное место, дороги хорошие, еда вкусная, погода солнечная и круглый год цветет жасмин. Косы ни у кого не видел, но захотелось выйти на пенсию, прикупить тут домик и доживать в нем. Оно и понятно, долина это юридически кусок Севастополя. Москва не Россия, Севастополь не Крым, а даже лучше.
Кусок маршрута выпал на день рождения, а велосипедная часть казалась простой и короткой. Поднялись поздно, пиво употребляли с первых километров, сходили на патриотическую экскурсию в Скальскую пещеру (см. главу «Политика»).
Кабаний перевал
Расслабон, как водится, наказуем. На въезде в Кабаний перевал закончился Севастополь и начался бахчисарайский район Крыма. Соответственно, аккурат под дорожным знаком «подъем 8%» дорога закончилась и началась гравийная задница, с колеями, канавами от ручьев и разного калибра булдыганами. Этой радости по карте полагалось 6 км. вверх и столько же вниз. Поперли. Где в седле, а где и в проводку. Любителям контактных педалей надо иметь в виду, что заезжать тут тяжело, а топать ногами в велотуфлях - убить обувь. Спуск тоже не фонтан, потому что опасен и нещадно расходует тормозные колодки.
Заебались.
Бельбекская долина
Доезжали уже в полной темноте. Асфальт появился снова. В последнем свете темных сумерек, окутанная черным лесом снизу и туманом сверху гора, к которой мы подъезжали смотрелась особенно впечатляюще. Но недолго, свет вскоре выключили совсем и катили в полной темноте, хоть глаз коли.
Седали
Седали это замечательный молодой татарин, работающий в нижнем кафе в Большом каньоне, куда мы в потьмах приехали ночевать. В кромешной тьме, в лесу, с шумящей где-то внизу рекой, Седали появился как из неоткуда и спас нас от голодной смерти. Открыл ради нас кафе, включил свет, приготовил шашлык, манты, лагман и вкусный чай. Остаток поездки прошел под песню:
«Седали,
Утоли мои печали, Седали… »
О каньоне и окресностях я
писал в прошлый раз, тут не буду.
5. Круговая покатушка по долинам: Большой каньон - Аромат - Солнечнолесье - Высокое - Куйбышево - Большой каньон
40 км. Бельбекская долина. Куйбышевский отравитель.
Наутро Седали в кафе не оказалось, выехали без горячего кофе. День предполагал разведочную покатушку по долине, что означало спуск на 5 км. вниз. «Прохлада» раннего горного утра и стремительный спуск без педалирования заставляли искать пятна солнца на дороге, что бы хоть как то согреться. Октябрь. В Соколином с трудом отковырял заиндевевшие руки от тормозных ручек и побежал в магазин за перчатками.
Петля по проселкам показала, что проехать в долину из Бахчисарая минуя шоссе вполне можно в т.ч. с велорюкзаком на дорожном велосипеде. Подъемы присуствуют и довольно крутые.
Куйбышевский отравитель
В придорожном кафе в Куйбышево (там оно одно такое, с верандой, самое заметное) насторожил украинский канал в телевизоре, хотя, простите, про политику в отдельной главе. Однако, уставшие путники не вняли предупреждению судьбы и плотно пообедали в подозрительном месте. Итог разный. Я, разомлев, отказался бросать велосипед и идти в какой то монастырь, вяло и паршивым самочувствием докрутил 10-ку до Соколиного и 5 км вверх до каньона. Сергей же до монастыря не дошел и вернулся вовсе на такси, конкретно мучаясь пищеварением… так чта…
6. Большой каньон - Ай-Петри - Ялта - Никита
65 км. главный подъем маршрута, Ялта, Никита.
Героиновый подъем
Второй (после прошлогоднего) заезд на Ай-Петри я планировал выполнить на скорость. Не получилось. Потому что моя любимая велосипедная дорога осенью это не просто красива, а прекрасна. Вместо рекорда в скорости изобрел рецепт безвредного героина:
Ингридиенты:
- Солнечный осенний день
- Дорога от Соколиного на Ай-Петри. 20 км. серпантина, легкий градиент в 4-5%, в будний день дорога практически пустынна.
- Велосипед
Рецептура:
- Первые 8-9 километров интенсивно ехать без остановки на пульсе 130-150 и каденсе 90. Вкатиться и ритмично работать, следя за приборами. Поймать свой индивидуальный максимальный для уклона ритм и скорость, нормализовать дыхание и фигачить. Войти в спортивный транс.
- Поднять голову, оглядеться и ловить приход от сочетания эндорфинов в крови и окружающей красоты, воздуха, осенних красок, неба и гор.
- Иногда спрыгивать с велосипеда, фотографировать и дальше ехать. И так до макушки горы.
Меры предосторожности:
- Вызывает зависимость! После повторного проезда этой горы, желание сюда вернуться только усилилось.
Спуск - Ялта - Никита
На вершине поел шашлыку за 400 рэ. (угу, это уже не Бахчисарай). Пока дожидался Сергея, познакомился с симпатичными местными велосипедистами, вместе с которыми съехали с горы и безо всякого шоссе, по местным дорожкам попали прямо на набережную Ялты. Вот жизнь у ребят - прокатиться в свободный день можно на Ай-Петри, а слегка употев нырнуть в море. Класс. Поболтав и попрощавшись (см. раздел «Политика») решили в Ялте не ночевать, а добраться по берегу в Никиту.
7. Никита - Гурзуф - Алушта
45 км. Никитский сад, завершающий велодень
Никита это тот самый, настоящий Крым, который был у наших бабушек и дедушек. Это не разнузданная Алушта, не демократичная Ялта и не чопорный офицерский Севастополь. В Никите растут волосатые пальмы, чистота, пешеходные дорожки с урнами и лавочками, фонариками освещены акккуратные пансионаты. «Дом аспирантов», в котором мы поселились, окном номера смотрел на ворота императорского ботанического сада. В Никите вместо плавок и шлепок хочется одеть белые брюки со стрелочкой, рубашку и шляпу. Впервые за поездку на завтрак не было лагмана и баранины, а была овсянка на большой белой тарелке на столе со скатертью. Не все же бомжевать то.
Энергетический центр все этого - прекрасный ботанический сад, на осмотр которого было очень мало времени. Пенсионером буду приезжать сюда с женой из Орлиного на целый день. В белых брюках и в шляпе.
Дорога до Алушты ничем особо не запомнилась. Крым как Крым. :)) Последний день. Я накатался. Спасибо.
Аэропорт
Сергей поехал дальше, навстречу своему основному
приключению.
Я, потупив на пляже и искупавшись, отправился на самолет. Из-за несобранного велосипеда, за дорогу от алуштинского пляжа до терминала аэропорта в Симферополе с меня затребовали ДВОЙНУЮ цену. 72 рубля. Это уже двойная, потому что одинарная составляла 36 рублей. Каково, а? ;)