Две мысли.

Oct 15, 2015 00:32

Мысль первая.
Никакой единой личности, растянутой на все продолжение жизни, нет. Это не более, чем удобная конструкция, как фикция в юриспруденции (из встречи с судьей Конституционного Суда Г.А. Гаджиевым я лучше всего запомнил, что юриспруденция вся состоит из фикций), призванная опосредовать, уместить в рамки что-то многогранное. Единая вневременная личность, как и сознание собственного "я" - это скорее метод, нежели объект. Метод мозга, выработанного в процессе эволюции, способствующий лучшему существованию в окружающей среде, возможно это даже не уникальная особенность нашего вида. Нейробиологи постепенно начинают подступаться к таким традиционно философским вопросам, как свобода воли. И говорят, что решения принимаются раньше возникновения их осознанной формы. То есть "я" - это нечто весьма условное и неопределенное.
Из этой концепции следует, что человек в настоящем отвечает за деяния другой личности в прошлом. Принципиален только вопрос о том, когда именно одна личность меняется на другую. Но тем не менее это не играет роли в понимании христианских представлений о всепрощении и буддистском отказе от "я". Новыми красками играет и понятие кармической справедливости: цикл перерождений человека воплощается через одну жизнь, действия прошлой личности прямо влияют на положение личности настоящей.
Вопрос только, как с этим жить? Ведь пришедшим к таким умозаключениям, но не вступившим на религиозный путь, трудно чем-то искренне, по-настоящему увлекаться. Трудно кого-то любить без оглядки. Или не быть сложным, без надобности рефлексирующим созданием.
Лавина этой рефлексии разрушительна для общепринятого понимания личности. Если кто-то будет внимательно читать все мои мысли подряд, то наверняка заметит, что часто встречаются слова "распадаюсь, части, туман, пелена, отдельные, поток, овраг" и прочее. Все это проявление некоего ощущения "дистанцированности" от мира, потеря "целостности" восприятия. Музыкально этому лучше всего сопутствуют композиции Вильяма Базински, например "Cascade", или некоторые вещи из сольного творчества Тома Йорка, такие как "Pink section". Послушайте, если хотите испытать ощущение "потерянного в тумане леса".
Сильно страдает механизм самомотивации, возникает необходимость "включения" в нужные моменты тех или иных внутренних конструкций, подходящих для коммуникации с конкретной социальной группой. То есть это может не происходить само собой, как обычно бывает. Я, например, как всегда перебарщиваю, поэтому меня начала в последнее время привлекать концепция "социального инжиниринга".

Мысль вторая.
Сегодня видел передачу о П.Л. Капице. Мысль зацепилась за рассуждения его жены о том, что для него всегда на первом месте будет работа. Она писала, что не стоит устраивать из-за этого сцен, хотя иногда и нужно пожурить, что бы совсем не забывался. "Какая мудрая женщина" - подумалось мне. Ведь у кого-то из психологов топа жж недавно натыкался на попытку объяснить явление "выноса мозга" женщинами. Она заключалась в предположении о том, что женщина не может смириться с тем фактом, что для мужчины она не на первом месте.
Все это оживило в моей памяти один образ: мы с хорошей женщиной поднимаемся по лестнице из подземного перехода у железнодорожной станции перед входом в парк, и ближе к верхним ступенькам разговор заходит о том, что в моей иерархии ценностей ее опять что-то опередило. Она тем самым как всегда оказалась где-то на последних местах.
Признаться, не знаю и уже вряд ли узнаю, как она воспринимала эти разговоры, может они ее обижали где-то в глубине души. Но для меня, как сейчас думается, это была одна из форм выражения самого большого доверия. Я представляю это как словесную игру, где в слова вкладывают совсем противоположный им смысл. Когда все эти колкости только укрепляют связь. Уста говорят одно, а в глазах - понимание, что ты хоть на самом последнем месте для меня больше всех этих вещей на первых местах. Играть очень важно, нельзя все и всегда говорить прямыми словами. Это что-то вроде "косвенного речевого акта" Джона Сёрля, о котором я узнал прямо в процессе написания этого поста.
В этом смысле женщине надобно быть несколько "умней" мужчины, сознательно потакая тому, что кажется ему важным, видя при этому "общую картину". Иными словами, каждая мудрая женщина знает, как обращаться со своим мужчиной, а каждый порядочный мужчина позволяет это обращение.

рефлексия, хорошая женщина

Previous post Next post
Up