Источник -
https://dzen.ru/a/ZCp-WyqVFw-LqNbz Вспоминаем культовое шоу и особенности его производства - от нервных актеров до самого депрессивного эпизода в истории комедий
В сентябре 1986 года на канале NBC вышел первый эпизод «Альфа» - сериала о забавном пришельце, который упал на Землю и пытается привыкнуть к новой жизни в обычной человеческой семье. Вспоминаем историю создания шоу, а заодно объясняем, почему его не грех посмотреть даже спустя почти 40 лет.
«Альфа» придумал Пол Фаско - американский кукловод, актер озвучивания и сценарист. Первый прототип он сделал из инопланетного вида куклы, которой начал донимать друзей и близких. Идея показалась ему забавной, и вместе с продюсерами Берни Бриллштейном и Томом Пэтчеттом он предложил превратить концепцию в полноценный сериал. Идею одобрил первый же канал, который получил предложение, - NBC, существующий по наше время.
Уже после первых серий шоу показало отличные рейтинги, а отзывы зрителей и критиков обеспечили продление сериала на второй сезон. При этом концепция шоу практически не менялась, а большинство эпизодов снимали в одной студии. По сюжету Альф, чья планета уничтожена из-за ядерной катастрофы, попадает на Землю к семье Таннеров. Родители Вилли и Кейт советуются со своими детьми - мальчиком Брайаном и девушкой Линн. И решают оставить пришельца, поскольку опасаются, что правительство будет ставить на госте жестокие эксперименты. Однако пребывание Альфа в доме связано с кучей проблем: он очень много ест, необдуманно тратит чужие деньги, а его неряшливость и прямолинейность приводят к настоящим катастрофам. То у Таннеров сгорит кухня, то пришелец своими телефонными звонками привлечет внимание полиции.
В «Альфе» практически каждая серия рассказывает отдельную историю. Часто события разворачиваются только на территории дома Таннеров, в редких случаях - еще и в доме соседей Окмонеков. В некоторых эпизодах герой попадает и в другие места: часто на машине, на которой Альфа куда-то случайно увозят. В сериале обычно высмеивается прожорливость и неловкость пришельца, его другие физиологические особенности, а также тип мышления. Главному герою больше 200 лет, но он считается молодым: поэтому часто ведет себя необдуманно и слишком прямо говорит, что думает.
Секрет успеха «Альфа» не только в хороших шутках и необычной фабуле: комедий про инопланетян хватает. Авторы последовательно показывают развитие героя, а мелочам уделяют много внимания. Если в первом сезоне Альф своими выходками буквально ставит жизни под угрозу, то потом он становится осмотрительнее. Но Таннеры от этого не прекращают страдать. На смену горящим кухням приходят депрессии, неожиданные аллергии и сомнения, которые испытывает главный герой. Можно даже сказать, что Альф - зеркало обычного человека, которому разрешили бы не работать, бесплатно гостить в чужой семье и тратить реалистичные суммы денег на всякую ерунду. Но несмотря на все проблемы, которые создает пришелец, Таннеры всегда находят причину оставить раздражающего гостя.
Альф в сериале постоянно пользуется телефоном: очень любопытно было бы увидеть, что пришелец вытворял бы с интернетом
Но главное в «Альфе», конечно, кукла и все, кто ей управляют. Уже после первых двух серий сложно помнить о том, что этого всего лишь марионетка, а не живой персонаж. Со временем у Альфа появляются новые жесты и мимика, поэтому в некоторых сценах герою даже не надо ничего говорить: он может выразительно повернуть голову, сжать уши или взмахнуть челкой. Там, где малейшая ошибка в CGI-графике сразу выдергивала бы зрителя из погружения, авторы «Альфа» смогли создать самого живого пришельца.
Однако добиться этого эффекта было очень тяжело. На производство 20-минутных эпизодов шоу уходило по 20-30 часов работы, а ведущий актерский состав не очень любил куклу пришельца. Больше всего конфликтов у автора сериала возникало с Максом Райтом, который играл отца семейства. Райт считал несправедливым, что лучшие реплики и шутки доставались исключительно Альфу, а остальные герои больше служили фоном для инопланетянина. Однажды актер так разозлился, что даже напал на куклу, а съемочной команде пришлось его оттаскивать.
Во время съемок финальной серии Райт снялся всего в одном дубле. После этого он пошел в гримерку, собрал все свои вещи и молча ушел, ни с кем не попрощавшись. Однако в поздних интервью актер признался, что его состояние на площадке не стоит считать каким-то важным показателем.
«Неважно, что я чувствовал или какими были те дни. Альф приносил людям много радости» Макс Райт
Другие актеры относились к производственному процессу спокойнее, однако тоже жаловались на условия труда. Энн Шедин, исполнившая роль Кейт, плохо переносила жару: практически весь световой день команда проводила в жаркой студии под искусственным освещением. Андреа Элсон, сыгравшая Линн, очень переживала за свой внешний вид в кадре: девушка была уверена, что выглядит плохо. Уже ко второму сезону у актрисы развилась нервная булимия - она перестала нормально питаться. С заболеванием она справилась только после окончания съемок всех сезонов.
Каждый дубль с Альфом занимал много времени. Фаско управлял головой и правой рукой пришельца, его помощница Лиза Бакли - левой рукой. Иногда подключался и третий ассистент, Боб Фаппиано, отвечавший за уши и подробную мимику лица. Дубли снимали много раз, потому что даже малейшая ошибка при управлении Альфом бросалась в глаза. Приходилось много репетировать: куклу Альфа берегли от изнашивания, поэтому практиковались все с его жутким ранним прототипом.
Герой иногда примеряет наряды, хотя чаще просто ходит без одежды - и сам же об этом шутит
В первом сезоне для съемок Альфа в полный рост иногда использовали актера-лилипута Михая Месароша. Однако его услуги стоили так дорого, что от них отказались уже после нескольких эпизодов. В дальнейшем Альфа показывают только по пояс, а если пришельца и видно целиком, то только сидящим или лежащим.
Закадровый смех шоу в те времена еще записывали с живой аудиторией, которая присутствовала в студии. Однако производство сериала занимало так много времени, что от этой идеи отказались: никто не согласился бы участвовать в таком долгом съемочном процессе.
Создатель сериала Пол Фаско считал, что ничего страшного в производстве шоу не было. Да, оно выходило сложным, но иначе попросту было нельзя.
«Такова была природа этого зверя. Мы никак не могли ускорить съемочный процесс. Я думаю, многих расстраивало, что все занимает так много времени. Но актерам платили за их работу. И хотя многие считают, что на площадке было много напряжения, на самом деле это не так» Пол Фаско
Интересно и то, что Фаско требовал относиться к Альфу как к живому существу, да и сам вел себя соответствующе. Например, на съемках при неудачных дублях он не выходил из образа, а продолжал управлять куклой, ругаться от его имени и возвращался на начальные позиции. Саму куклу тоже хранили и перемещали в условиях секретности. Например, если герой появлялся на ток-шоу или в качестве камео в другом сериале, весь процесс доставки Альфа и съемок тщательно продумывался. Увидеть безжизненного пришельца практически никому не удавалось.
Click to view
Шоу также получило несколько специальных эпизодов. Самый выдающийся из них - рождественский из первого сезона, в котором Альф случайно попадает в больницу. Там его принимают за куклу и дарят смертельно больной девочке. Серия резко контрастирует на фоне остального сериала: в ней минимум юмора, зато поводов погрустить куда больше. В конце этого же эпизода Альф спасает жизнь другого героя, который хочет покончить с жизнью.
Пол Фаско признался, что сценарий основан на реальных историях. Автор шоу получил письмо от девочки Тиффани, которая очень хотела пообщаться с Альфом, и NBC помогла устроить теле-мост. И хотя студии не очень нравилась идея мрачного эпизода, Фаско настоял на своем. По его словам, «для комедии они делают достаточно», поэтому один серьезный эпизод никому не повредит. Позже выяснилось, что реальная Тиффани после общения с Альфом прожила на месяц больше, чем давали ей врачи. А спонсоры разглядели в сериале нечто большее, чем обычную комедию: телефон после выхода серии разрывался от предложений.
Несмотря на успех первых трех сезонов, зрительские рейтинги после релиза четвертого начали падать. NBC предприняла несколько попыток повысить популярность сериала, выделив ему более выгодные слоты, но в итоге решила закрыть шоу. «Альф» закончился серией-клиффхэнгером, в котором героя все-таки схватили представители власти. Руководитель NBC Брэндон Тартикофф позже признал, что торопиться с закрытием шоу не стоило. По его мнению, «Альф» бы легко продержался еще пару сезонов.
Шоу также цензурировали, особенно после того, как оно стало популярным у младшей аудитории. Фаско убедили убрать из сериала упоминание алкоголя: в первом сезоне Альф мог выпить пива. Шутки про поедание кошек тоже сошли на нет, хотя в более мягкой форме все же остались. Начало одной серии даже переснимали: Альф в ней шел мыться с электрическим прибором, и NBC получила письмо, что юный зритель попытался повторить эксперимент. Эпизод пересняли, а звук удара током заменили историей о том, как пришелец просто поскользнулся.
И в сериале, и в реальной жизни Альфа больше всех не любил Макс Райт - актер так убедительно смотрелся в образе, что иногда кажется, будто ничего играть ему и не надо было
После закрытия шоу Фаско не оставил попыток развивать франшизу. Например, герой появился в анимационных сериалах ALF: The Animated Series и ALF Tales - двух спин-оффах о жизни Альфа на Мелмаке. Правда, они были ориентированы больше на детскую аудиторию. Альф также был частым гостевым персонажем в других медиа: комиксах, ток-шоу, сериалах, фильмах и так далее. Герой появился и в нескольких играх. Правда, все они вышли еще в 1990-х и представляли собой простенькие образовательные квесты.
Самое заметное последнее камео Альфа - второй сезон сериала «Мистер Робот». В шестом эпизоде главный герой оказывается в альтернативной, идеалистичной версии 90-х, где встречает мохнатого пришельца. Авторы шоу признались, что почти сразу остановились на Альфе - из-за сходства характеров с героем «Мистера Робота», а также того теплого светлого чувства, которое возникало при просмотре сериала.
«Независимо от того, какие проблемы или тревоги возникали в жизни каждого из нас, семьи вроде Таннеров появлялись на ТВ каждый вечер пятницы и вместе решали проблемы. Эти семьи и миры были розовым окном в реальность, где любая проблема разрешима» Адам Пенн, сценарист «Мистера Робота»
В 1996, спустя шесть лет после выхода финальной серии, историю Альфа все же закончили. На ТВ вышел самостоятельный фильм-продолжение, рассказывающий о приключениях героя после прибытия военных. Но ни один ведущий актер (кроме Фаско) к своей роли не вернулся, так что картину приняли прохладно.
В 2018 Warner Bros. анонсировала перезапуск сериала. Альфа хотели вновь отправить на Землю, но уже, конечно, в другую семью. Через несколько месяцев проект закрыли: точные причины отмены компания не разглашала.
Однако даже старый «Альф» в 2023 смотрится замечательно. Шутки все еще актуальны, а спецэффектов, которые могли состариться, в шоу не было. Пожалуй, единственная проблема, возникающая при просмотре - обилие имен различных комиков, актеров и спортсменов, с которыми любит сравнивать людей Альф. Современный зритель вряд ли узнает хоть одно из них, но как минимум в переводах с субтитрами часто поясняют, о ком именно говорит пришелец.
«Альф» - уникальное шоу с необычной судьбой и невероятно сложным процессом производства. И хотя историю его создания в СМИ часто описывают в совсем мрачных красках, часто эти проблемы преувеличивают. Даже самые недовольные актеры признавали: у Фаско получился смешной, добрый и актуальный на десятилетия вперед сериал, позволяющий забыть о любых проблемах.