Школьный дневник - это не просто документ школьника, в котором он записывает домашние задания, а учитель выставляет оценки. Школьный дневник - это та череда событий, которыми насыщена школьная жизнь. А у кого в школьные годы не было именно такого дневника?! Несмотря на то, что в России нет закона, обязывающего учащегося вести школьный дневник, уже на протяжении веков этот документ остается главным показателем успеваемости ученика.
«Спутникъ школы»
История дневника началась еще в далекую царскую эпоху, на рубеже 19-20 веков, тогда он назывался «Спутникъ школы» и выходил под известным издательством «Т-ва М.О.Вольфъ».«Спутникъ школы» предназначался для учащихся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковноприходских училищ дореволюционной России. На форзацах дневника располагалась рекламная информация, из которой учащийся мог узнать адреса главных книжных магазинах и товарах «Т-ва М.О.Вольфъ». На первых двух страницах были размещены «Флаги важнѣйшихъ государствъ всѣхъ частей свѣта» [текст на старослав. яз]: Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Франции и др. Первый отдел, календарный, открывался «Памятнымъ листкомъ» [текст на старослав. яз]. Этот листок, уверяли школьников издатели, даст возможность «провѣрить ваши вкусы, понятія, взгляды и прослѣдить насколько они измѣнились»[текст на старослав. яз],из него можно было узнать размер обуви, номер очков, рост и любимого писателя учащегося. Также в дневнике располагался листок дежурств по классу и на молитве, страницы с важными событиями из истории Российской империи и список с неприсутственными днями.
Основная часть «Спутника школы» была построена как еженедельник. Вверху страницы помещалась неделя календаря с указанием основных церковных постов и праздников; оставшаяся часть предназначалась для заметок. Интересно, что неделя в календаре «Спутника» начиналась с воскресенья - так, как полагалось по уставу Русской православной церкви. Только в советское время воскресенье стали считать последним днём недели.
Одним из главных разделов «Спутника школы» считался «Россійскій Императорскій Домъ» [текст на старослав. яз]. Здесь была перечислена вся императорская семья, от её главы до августейших дядек и теток государя. В основном блоке также содержалась страница, озаглавленная как «Распредѣленіе внѣшкольныхъ занятій и уроковъ» [текст на старослав. яз] и аттестационный листок, в котором помимо оценок по основным предметам ставились отметки за поведение, прилежание, внимание и чистописание. Издатели «Т-ва Вольф» хотели, чтобы их юные клиенты получили как можно больше полезной информации и отвели целый раздел «Спутника» под «Географiю и статистику» [текст на старослав. яз]. Из него гимназисты могли узнать скорость вращения Земли вокруг своей оси, вес земного шара, данные о количестве населения в империи и многое другое.
Самый любопытный раздел «Спутника школы» был посвящён первой медицинской помощи и домашней аптечке. В этом разделе описывались болезни и давались рекомендации по лечению. Завершали блок полезной информации в «Спутнике школы» списки высших учебных заведений России, чтобы ученики заблоговременно начинали строить планы на будущее обучение.
Со сменой политического режима, в начале 20 века, все образовательные институты трансформировались. В 30-е годы по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее образование, а в городах и рабочих поселках - обязательное семилетнее обучение. Кроме того, в системе народного образования произошли и другие заметные изменения, среди них: начало обучения с 7-ми летнего возраста и утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны новые учебные планы, программы, соответствовавшие идеологии СССР, учебники по каждому предмету, был изменен формат всех школьных принадлежностей, в том числе и важного школьного документа - дневника. «Советская» версия дневника - это обезличенный документ размером 17x21 с картонной обложкой белого или серого цвета.
Страницы были сделаны из плотной и шершавой бумаги, на которой было удобно писать чернильной ручкой. Вплоть до распада Советского Союза дизайн дневников менялся незначительно, но качество бумаги постепенно становилось лучше. Именно тогда дневник превратился в средство коммуникации между учителями и родителями: в него был включен табель, графы для оценок за поведение и замечаний. Эта версия выдержала проверку временем и до сих пор иногда встречается.
Назначение и идейная составляющая дневника сегодня та же, что и была десятки лет назад, но роль его значительно изменилась. На рынке сейчас существует огромное разнообразие дневников, они отличаются по внутреннему наполнению, качеству бумаги, материалу обложки, дизайну. Теперь дневник - это не только показатель успеваемости ученика, но и важный имиджевый предмет, отражающий вкусы и предпочтения владельца.
Подавляющее большинство московских школьников, их родителей и учителей пользуются электронной версией дневника. Сервис «Электронный дневник» позволяет и быть в курсе успеваемости в школе, и отслеживать прохождение образовательной программы, и своевременно получать задания для самостоятельной работы.
Источник:
https://kanzoboz.ru/article.php?view=477522