Источник -
https://dzen.ru/a/ZHnHFN-U6xeL6bMf Веселые и остроумные скульптуры Андрея Асерьянца хорошо известны москвичам. Каждая вызывает на лице улыбку. А еще восхищение: да как же он все так здорово придумал?
Работы, которые можно увидеть в столичных парках и скверах, объединяет не только здоровый оптимизм и чувство юмора, но и то, что они сделаны из … металлолома. Вот о том, из какого лома рождается искусство, подкаст «Про Большой город» и поговорил со скульптором.
Ростокинский дворник. Фото: Про Мой Район
Только собрались поставить «Витю» рядом с помойкой, как и было задумано, тут приехала префект. Она как увидела дворника, сразу заявила: «Нет, этой красоте здесь не место». И дворника выдернули из помойки, положили на грузовик и отвезли к Ростокинскому акведуку. Там он и стоит. Забавно, что обозвали его МАФом. То есть малой архитектурной формой. И это отличное решение, считает Андрей Асерьянц. Ведь на скульптуру или памятник нужна тьма согласований. А МАФ стоит без всякой бюрократии.О чем рассказывают «Знаки зодиака»
Есть в Москве, в Бабушкинском районе, сквер, который называется «Знаки зодиака». Забавные железные фигурки стоят вокруг телескопа. Здесь и «Стрелец» - мальчишка с рогаткой, и «Дева» - смешная девчонка с торчащими косичками. «Овен» играет сразу на всех музыкальных инструментах. И все остальные знаки. В общем надо ехать и смотреть. Местные жители очень любят этот сквер. А появился он так.
Была некая площадка в Беринговом проезде, где ничего невозможно было устроить кроме сквера - внизу метро. Вот местные власти решили украсить сквер металлическими знаками зодиака, вбив их в клумбы. Эти буквальные астрологические знаки и предложили сделать скульптору Андрею Асерьянцу. Он, конечно, удивился и поступил по-своему: предложил префектуре два варианта эскизов. Обычные символы и свои, юморные. И мальчишку с рогаткой, и овна с инструментами. И префект сразу загорелась: «Вот эти смешные делай, а если кто мешать будет, сразу мне звони. Главное, чтоб не скучно было».
Козерог. Фото: Про Мой Район
Дело в том, что часто жители просят как-то украсить скверы и парки. А на вопрос «Как?», отвечают «Сделайте аистов. Или лебедей каких-то». Вот и появляются во дворах изображения, которые ни уму, ни сердцу. А скульптура может и веселить, и настраивать на озорной лад, и заставить задуматься. Важно, чтоб не возникала мысль: «А зачем это здесь стоит?»
Посидим?
В парке Покровское-Стрешнево перед скульптором поставили такую задачу: надо было сделать симпатичные скульптуры, но так, чтобы обязательно и можно было сидеть. Так появилась знаменитая шестиметровая скамейка, которая называется «Дачники» - целая компания крутит педали на лавочке-велосипеде. А идея эта на самом деле давно родилась.
Скульптура «Дачники». Фото: Про Мой Район
Еще в Строгановском институте Андрей Асерьянц нарисовал свою группу, которая едет на одном велосипеде. Потом он пытался как-то использовать этот ход, да все не получалось. А в Покровском-Стрешневе решение нашлось - металлические собака и коза, которых скульптор приварил к «велику», дали дополнительные опоры.
А с «Дядюшкой Поджером», который вбивает гвоздь, так получилось. Идею вбивать этот самый гвоздь в небо подсказала сотрудница парка. Ради этой остроумной и веселой скульптуры даже пожертвовали баскетбольной площадкой.
Скульптура «Дядюшка Поджер». Фото: Про Мой РайонЖелезные человечки
Андрей Асерьянц всегда обожал возиться с железками. Закончил Строгановку, а часы проводил в гараже с какими-нибудь шестеренками или мотоциклетными моторами. А потом понял - а почему бы не соединить искусство и металл, не сделать из этих шестеренок скульптуру?
Случилось это в Германии, куда Асерьянц уехал работать в 90-х. В Берлине куратором скульптора был директор Музея Берлинской стены. Он много работал с нашими художниками, устраивал аукционы русского искусства. Вот этот пожилой немец, посмотрел на работы Асерьянца, сразу понял: этому художнику нужна мастерская и металл. И отправил его на берлинскую свалку.
Вот и сейчас поиск на свалках, куда свозят ненужный металл, важная часть работы художника. На свалку скульптор приходит уже с готовым эскизом, и наметанным глазом смотрит, что может стать частью будущей скульптуры - может, ключицы с переходом на плечо, или бедра. Это, говорит Андрей Асерьянц, как по музею ходить - тяжелейшая и утомительная работа. Лишь бы чего не пропустить!
Какая она - Москва?
Есть среди работ Андрея Асерьянца и так называемые кинетические, то есть двигающиеся, скульптуры, что то вроде работающих механизмов. Одна из них - «Изобретатель на паровой машине» находится в Бабушкинском парке.
Скульптура «Изобретатель на паровой машине». Фото: aseryanc.ru
Скульптор сначала сделал работающую модель, ее можно было разогнать, клапаны открывались-закрывались, колесо крутилось. Но потом сам же все и заварил - в парке полно детей, вдруг кто-то сунет руку в работающий механизм?
Кинетическая скульптура Андрея Асерьянца «Мужские мысли»А если делать образ Москвы, то это, скорее всего, напоминало бы запутанные и безупречно работающие внутренности огромного компьютера. Ведь Москва - это бесконечное движение, которое невозможно постичь!