Советское образование: бессмысленное и беспощадное. Хуже, чем при царе

Oct 23, 2023 01:08


Источник - https://dzen.ru/a/ZS_PmrJRj0iGgF2I?referrer_clid=1400&
Выпускников советской школы, точнее, ее жертв, видно сразу. Это именно они кичливо утверждают, что в СССР была лучшая система образования - даже президент Кеннеди признал, что русские выиграли космическую гонку за школьной партой! Это они взвиваются, стоит им прочитать что-то «неправильное» о классиках русской литературы: «Как вы смеете писать такое про Гения! Пушкин - наше все!» (затем выясняется, что из Пушкина они кроме «У Лукоморья дуб зеленый» ничего и не знают).

Это они обожают доказывать, как прекрасно жилось в СССР, начиная спор с блестящего аргумента: «Вы все врёте! А вот мой дедушка...» - то есть люди искренне не подозревают, что единичный пример не может служить доказательством какой бы то ни было общей тенденции.


Вместо истории, литературы, философии, логики этим несчастным преподавали несъедобную солянку из тщательно проверенных идеологически кусков гуманитарных наук под соусом марксизма-ленинизма, но эти люди действительно считают себя знатоками всего.

Ни у кого, кроме них, не увидишь столь яркие, как из учебника, проявления эффекта Даннинга-Крюгера: это когда некомпетентный человек ошибается, но неспособен этого осознать в силу своей некомпетентности и абсолютно уверен в собственной правоте.

И ладно бы тупил дома - страшно, когда такой персонаж тупит, например, на предприятии, размахивая, как флагом, своим образованием. Но внедрение новой линии цифровых станков вводит его в ступор, и он, брызгая слюной, заявляет, что она не нужна.

Тут этот идиотизм всем надоедает, и ему сообщают наконец, что не нужен здесь он. Все просто - он не в силах освоить технологию. То есть банально профнепригоден. Хоть и образован лучше всех в мире...
Мифическая парта в космической гонке

Действительно ли Дж. Ф. К. заявлял, что СССР победил США в космосе из-за лучшего школьного образования? Нет. Это типичный пример псевдоцитаты («слышал звон, не знаю, где он»).

Что-то примерно похожее произнес ещё не президент, а сенатор Кеннеди на ежегодном банкете выпускников колледжа Лойола в 1958 году. Но звучало его высказывание совершенно по-другому.

Он говорил исключительно о советских вузах - о том, что западные студенты отправляются «в Московский университет и другие отличные российские учебные заведения». Далее он сказал, что США проиграли холодную войну в сфере науки. «Если начнем сейчас, то восстановим позиции.» (Кеннеди отметил, что это случится не ранее 1970-х). «Но 1960-е уже потеряны».



Откуда взялась школьная парта, если речь про МГУ и другие вузы? Впрочем, если учитывать, как в советской школе преподавали иностранные языки - неудивительно, что ее выпускники переврали цитату. Просто перевести толком не смогли…

Можно понять, почему Кеннеди считал советские вузы превосходящими западные. Запуск советского спутника в 1957 действительно оказался шоком для США в частности и Запада в общем.

Кеннеди логично посчитал, что в стране, сумевшей первой выйти в космос, блестяще поставлено преподавание по крайней мере точных наук в высших учебных заведениях. И в этом он был прав.



Но при чём здесь советская школа? Когда сторонники райского СССР вещают, что «зато мы были первыми в космосе», они почему-то забывают (а скорее всего, просто не знают) о том, что «отцы» отечественной космонавтики никогда не учились в советских школах.

Кто из них в ней обучался? Королёв? Нет, он учился в подготовительных классах в киевской гимназии и в первом - в одесской.

В советскую трудовую школу он отходил всего 4 месяца - после чего его перевели на домашнее обучение. Очевидно, семья поняла, что в этой самой трудовой ребенка научат чему угодно, но образования у него не будет.

Может быть, Тихонравов? Учился в 3-й классической гимназии в Санкт-Петербурге. Уж не Циолковский ли у нас советскую школу оканчивал?
Советская школа vs досоветская

Некоторым защитникам советской школы хватает наглости (или глупости) утверждать, что система образования СССР «много взяла» от школы царской России. Просто прямая наследница!

В реальности школа СССР являлась полной противоположностью школе императорской России.

До октябрьского переворота в Российской империи вполне существовали школы разных типов: кроме классических гимназий можно было учиться в реальных или коммерческих училищах, духовных семинариях, кадетских корпусах. И после них думать о соответствующей карьере.



Советская школа бегом устремилась к уравниловке - обучать всех и делать это совершенно одинаково.

Понятным элементом этой концепции была начальная школа, где учили читать, писать и считать. И этот процесс в СССР организовали прекрасно.



Но далее начиналась профанация образования - программа всех средних школ имела одинаковый набор предметов без учёта способностей и склонностей учеников. Дети одарённые, с высоким уровнем способностей и повышенной обучаемостью «торчали» над этой планкой, им было просто скучно в школе. А дети с легким отставанием среднюю нагрузку не тянули.

Обычно советские школы сравнивают с гимназиями, и сравнение нелепее сложно придумать. Если вы читали отечественную классику, мемуары, да хоть бы детскую литературу о царской России - вы знаете, что в гимназии не принимали без вступительных испытаний. Вот что требовалось от «приготовишек» и «первоклашек»:
«В приготовительный класс гимназий и прогимназий принимаются дети, знающие первоначальные молитвы, умеющие читать и писать по-русски и считать до тысячи, а также производить сложение и вычитание в пределах до этого числа.
От поступающих в I класс требуется:
а) знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий Священной Истории Ветхого и Нового Завета;
б) умение бегло читать по-русски и пересказывать прочитанные краткие и легкие рассказы, делать этимологический разбор, писать по-русски под диктовку, без искажения слов, средним шрифтом; произнести наизусть одно из разученных дома стихотворений и читать по-церковнославянски;
в) знание четырех основных арифметических действий над целыми числами, умение решать как письменно, так, в особенности, и устно небольшие, относящиеся к сим действиям, задачи; умение употреблять русские счеты и производить на них сложение и вычитание».
«Правила и программы классических гимназий и прогимназий», изданы в Москве, 1912 год.

Гимназисты, помимо родного языка, литературы, истории, законоведения, точных и естественных наук изучали 2 древних языка (латынь и греческий) и 2 современных.

Неудивительно, что бывшие российские гимназисты легко находили свое место в мировой системе высшего образования.



Источник: pastvu.com
Существовала, например, Московская женская гимназия, основанная Софьей Николаевной Фишер - выпускниц этого учебного заведения принимали в университеты в Германии без экзаменов! Многие выпускники гимназий впоследствии поступали в университеты за границей - позволяли и общий уровень подготовки, и знание языков.

А теперь представим выпускника средней школы СССР, пытающегося поступить в Мюнхенский, допустим, университет. Или в Оксфорд. Твердо зная по-английски, что его «нейм из Петя» и «Ландан из зе кэпитал оф Грейт Бритэн». И всё…

Как писал Марк Твен, «опустим завесу жалости над этой сценой».

ученики, мнения, ссср, школа, предметы, образование

Previous post Next post
Up