Источник -
https://dzen.ru/a/ZNnuAGiUFm1XfGHiСегодня в рубрике «Музейная редкость» - краски Ильи Ефимовича Репина, бережно сохраняемые в фонде Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Помимо очевидного и всем понятного особого мемориального значения, эти предметы, на наш взгляд, сами по себе - произведения искусства, отличающиеся редкой выразительностью, экспрессией и эмоциональностью. Любуемся вместе с вами.
Тюбики с красками, принадлежавшие И. Е. Репину 1920-е НИМ РАХ
«К масляным краскам он испытывал такое благодарное и нежное чувство, что каждое утро руки у него дрожали от радости, когда после ночного перерыва он снова принимался за палитру.
В масляных красках была вся его жизнь: уже лет пятьдесят даже больше, они от утренней до вечерней зари давали ему столько счастья, что всякая разлука с ними, даже самая краткая, была для него нестерпима.
Тюбики с красками, принадлежавшие И. Е. Репину 1920-е НИМ РАХ
Он томился без них, как голодный без хлеба. Несколько раз я бывал с ним в Москве, в Выборге, в Хельсинки, в Ваммельсуу (у Леонида Андреева), и всякий раз он возвращался домой раньше, чем предполагалось вначале. Ибо существование вне мастерской, вне работы казалось ему совершенно бесцельным. Уже на второй день начинал тосковать и неожиданно для всех, прерывая разговор на полуслове, прерывая обед или ужин, вскакивал из-за стола, торопливо прощался, и тут уже ничто не могло его удержать. Он даже становился невежлив, переставал улыбаться, сердито отмахивался от любезных хозяев, которые упрашивали его не спешить, и бежал без оглядки к поезду, чтобы возможно скорее приняться за краски. Так было при мне и в доме Марии Николаевны Муромцевой, и у драматурга Фальковского, и на даче у писателя Свирского.
Тюбики с красками, принадлежавшие И. Е. Репину 1920-е НИМ РАХ
Хотя он немало писал и акварелью, и гуашью, и сангиной, и тушью, но масляные краски были ему ближе всего. Они за его долгую жизнь стали как бы частью его существа, ибо ими он привык выражать с самых юных годов все свои чувства и мысли.
И тут в сотый раз я заметил одну особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: пристально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его сознания, сами делают все, что надо.
Тюбики с красками, принадлежавшие И. Е. Репину 1920-е НИМ РАХ
Руки сами выхватывали нужную кисть, сами смешивали краски в должных пропорциях, а он и не замечал всей этой технологии творчества, так как она давно уже стала для него подсознательной».
К. И. Чуковский. Илья Репин.
Тюбики с красками, принадлежавшие И. Е. Репину 1920-е НИМ РАХ