Ленинградские пейзажи светлого прошлого

Mar 03, 2023 21:31


Источник - https://dzen.ru/a/Y_5N7sa8Qgu2Jj5N
Как и обещал, не удержался и еще раз сходил на выставку в Петропавловскую крепость. И еще немного добавил пейзажей в коллекцию того, что хочется рассматривать и показывать.

Все фотографии сделаны автором на выставке.



Суворов И.В. (1932 г.р.) Крюков канал. Никольская церковь. 1975.
Графичная манера словно предназначена для видов Ленинграда, отягощенных архитектурными шедеврами. Легкое веяние 60-х помогает живописцу, когда перед ним городская натура, практически лишенная красочности: серый, темно-серый, светло-серый... Ура, наконец-то - бледная охра, - повезло! Отличный пример рисования плоской кистью.




Николаев Я.С. (1899-1978). Набережная Мойки в Ленинграде. 1950-е.
Написано живо, быстро, сразу после июньского ливня. Масляная краска старается стать акварельной, отвечает всем оттенкам мокрого, холст светится как бумага. После дождя насыщенность цвета максимальная: небо, гранит, фасады - все вымочено и потемнело, сгустив свой колер до предельного.



Коровяков А.П. (1912-1993). Кронверкский пролив. 1960.
Типичнейшая картина: зима, она же весна, она же поздняя осень. Имперская башня стала фоном для дерева-старожила, которого давно уже нет на этом месте. А рисунок ветвей изысканный, даже манерный. Справа видна часть жилого дома - одного из двух таких на территории Петропавловской крепости. Через семь лет его снесли.



Репин Н.Н. (1932 г.р.) Пасмурный день. Река Мойка. 1981.
Вид уже историчен: группы деревьев слева нет, зато высокая крыша училища барона Штиглица на заднем плане за ними вернула себе световой фонарь, какой там и был изначально. А погода узнаваема: типичный летний день, в самый раз пройтись в специальном летнем пальто с шарфиком и взять большой зонт - чтобы отпугнуть дождь.



Блиок А.Н. На Малой Садовой. 1981.
- Остановите у "Катиного садика" - так я однажды в конце 90-х попросил водителя маршрутки, едущей по Невскому. Старорежимно одетая дама тут же одернула меня: "Катин! Что за панибратство! Вы что, молодой человек, были с ней лично знакомы?!". Вот здесь вид с Малой Садовой на этот "Катин садик" и здание Александринского театра сзади.

Холст этот плотно и уверенно закомпонован с тем крепким мастерством, которое почти утрачено сегодня . Рисунок и живопись здесь развернулись на равных и не мешают друг другу. Как нам не мешает кумачовая растяжка, видная с изнанки и несущая какой-то лозунг. Она не только дань документальности, но и способ собрать рамкой веселое оживление в центре и внизу полотна.Больше всего осеннему снегопаду радуются две городские собаки, вволю нагулявшиеся по асфальту.



Французов Ю.С. (1946 г.р.) Вечер в Измайловском парке. 1981
Трудно в нашем городе с цветом, зимой тем более. А когда лиловый снег, лимонный закат и красные фасады - есть чем заняться живописцу. Вероятно, декабрь, часа три дня (он же вечер) и художник выбрался в Измайловский сад, где больше года как открылся новый Молодежный театр - модное место, экспериментальная площадка, большое событие для культуры города.



Корнеев Б.В. (1922-1973). Западный ветер. 1960.
Вид открыточный, оживленный темой, понятной любому ленинградцу. Западный ветер загоняет Неву вспять, натаскивает воды из Финского залива, подтапливает ступени набережных. Практически анонс наводнения: река набухает, топчется на месте, пена плюхается через парапеты. Но - свежо, ярко, контрастно. В стиле 1960-х.



Прошкин А.Н. (1907-1986). 2-й Муринский проспект. 1966
Не все же исторический центр отображать, можно из собственного окна пейзаж написать, этакий пленер из интерьера. Художники, как и остальные горожане, понемногу разъезжались из расселенных коммуналок в центре и осваивали новые мотивы.Вот художник Прошкин на севере поселился, тогда практически в парковой зоне. Здорово: квартира своя, воздух чистый, в окнах зелень (что в центре очень редкий случай).



Шустров В.В. (1949 г.р.) Ленинград. 9 мая на Садовой улице. 1983.
Благоустройство рядом с остановкой было в 60-70-е сделано: геометрично, скупо, строго. Попробуй, товарищ живописец, соедини его органично с исторической перспективой, в которой и рядовая застройка второй половины 19 века, и пожарная каланча - гордость квартала. Но ведь автор нашел убедительный ход: три флагштока всё собрали, вертикали усилили, эмоций добавили. Красные пятна получили своих лидеров, настроение - первомай, не спутаешь, зелень весенняя заиграла на контрасте с летящими шариками. И дежурный портрет Маркса на своем месте глаз не режет. Умело, честно, объективно: художественность имеется, и к празднику заказ выполнил, и любимый город остался в памяти потомков.



Малыш Г.К. (1907-1998). Дворцовая площадь. 1957.
Удивительный ракурс нашелся для главной площади города, не видно ничего торжественного, казенного, приевшегося. Почти сцена в парке, только арка Генштаба слегка намекает, а Зимний дворец фоном еле заметен. Ритм какой-то загородный, как движения детской коляски. Да и тишина чувствуется, почти томление, на скамейке наверняка кто-нибудь заснул на июньском солнышке. Первые "оттепельные" годы: кажется, что теперь всё у нас по-другому, всё у нас впереди, всё мы сможем обновить. В том числе с помощью искусства.



Невельштейн С.Г. Строительство Песочной набережной в 1968 году. 1968.
А здесь в 1961-м построили самый большой тогда пятиэтажный дом с мастерскими для художников, многим рядом жилье выделили. Мастерские с высокими потолками, в доме лифт грузовой, из окон через Малую Невку виден Крестовский остров, простор и зелень. Множество известных художников Ленинграда работали в мастерских с примерно таким видом.



Джаков К.С. (1909-1977) Ленинград прадничный. 1960.
Ленинград на этих и других пейзажах действительно праздничный и вдохновляющий, хотя при этом самый узнаваемый и разнопогодный. Экспозиция эта открыта будет до июня, загляните при случае - когда еще покажут такую пейзажную галерею.

Статья о первом впечатлении от выставки и много фотографий здесь

Поддержать канал для дальнейшего обзора таких выставок -

сбербанк 2202202334885005

https://sobe.ru/na/p27250M6k169
https://www.donationalerts.com/r/iskusstvoveduspensky

выставки, картины, Ленинград, живопись

Previous post Next post
Up